Анжела Казибекова
Интегрированное занятие «Птичка-свистулька»
▼ Скачать
Программное содержание:
Познакомить детей с историей появления свистульки.
Познакомить детей с особенностями духовых музыкальных инструментов. Развивать ретроспективный взгляд на происхождение духовых музыкальных инструментов.
Развивать слух, творчество, чувство ритма в узоре, мелкую моторику.
Воспитывать любознательность, интерес к музыке и традициям.
Подводить к образной оценке готовых работ.
Словарь: духовые, музыкальные, свистулька.
Оборудование:
Компьютер, деревянные и глиняные свистульки, ватные палочки, краски, политра.
Публикация «Интегрированное занятие „Птичка-свистулька“» размещена в разделах
Предварительная работа: рассказ детям «Волшебная синичка»
Ход занятия:
Дидактическая игра «Музыкальный мешочек»
Воспитатель: Дети, послушайте загадку и постарайтесь ее отгадать.
Птичку в руки я беру,
Тихо дую в неё «Ту-у-у».
Это птичка не простая-
А из дерева, расписная. (свистулька)
Воспитатель: Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и называются духовыми.
В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины. Взгляните на эти две свистульки. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая из глины? (Ответы детей).
Часто глиняные свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде птички.
Просмотр видеоролика (История игрушки – свистульки)
Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно.
Длинными холодными месяцами женщины деревни собирались по большим избам, ставили перед собой корзину с глиной, а потом, не спеша, за разговорами да песнями лепили игрушки. В руках мастериц появлялись петухи и зайцы, собаки и медведи. С тех пор так и повелось – старшие женщины учили своих дочерей лепить игрушку.
Мастерицы делали игрушку из целого куска глины, долго ее перед этим размягчая. Затем лепили туловище животного, ножки, шею, головку.
Затем простой деревянной палочкой, заточенной на конце, делали два незаметных отверстия и обжигали игрушки в печи. Самое приятное занятие для мастериц – раскраска игрушек.
Как я уже отметила, по форме свистульки могли быть самыми разнообразными, но традиционно их лепят в форме птиц
Подвижная игра «Стайка»
Мы играем в стайку
Стайка, полетай-ка! (бежать на носочках по кругу друг за другом)
Полетели птички,
Птички – невилички. (размахивать руками, как крыльями)
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп! (остановиться)
Сели птички на дорожку, (присесть, повернувшись лицом в круг,
Поклевали птички крошки : (стучать указательными пальчиками, как клювами, по полу)
«Клю-клю-клю-поклюем,
Потом песенку споем» (встать лицом в круг)
Ти-ди-ди Ви-фи-фи, зи-си-си
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Подуйка»
Цель игры: научить ребенка играть на деревозвучных инструментах; стимулировать развитие дыхательных путей, легких; снимать психическое напряжение. Научить воспроизводить контрастные степени громкости.
Воспитатель: Отлично! А сейчас я раздам вам свистульки и мы создадим большой оркестр (дети дружно дуют в свистульки и под руководством воспитателя делают это то громко, то тихо) .
Воспитатель: Какой замечательный оркестр у нас с вами получился! А теперь я вам предлагаю разукрасить свистульку. Это не так сложно, как лепить её. Давайте внимательно посмотрим на свистульку (воспитатель показывает детям образец). Какую форму имеет голова?
Дети: Форму круга.
Воспитатель: Какую форму имеет туловище свистульки?
Дети: Форму овала.
Воспитатель: правильно ребята!
Пальчиковая игра «Птичка»
Разукрасим»Пптичку- свистульку»
- А сейчас, я вас всех приглашаю в нашу художественную мастерскую. Ребята, у вас у каждого в руках есть птичка– свистульки. Посмотрите наши птички белые и скучные, давайте превратим их в настоящие музыкальные расписные яркие игрушки! Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. Не набирайте кисточкой много краски. Лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные птички-свистульки у вас получились!
Вы сегодня не только узнали много нового об этих игрушках-забавах, но и научились их разукрашивать. Давайте организуем выставку и покажем ваши работы родителям. Я думаю, что им это очень понравится!
Спасибо за внимание.
— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.
— Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике. — Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.
— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.
— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.
— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.
Спасибо за внимание.