Ирина Хорева
Интегрированное занятие, посвящённое памяти Василия Ланового и 50-летию художественного фильма «Офицеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение МОАУ СОШ с. Васильевки
«Группа полного дня пребывания детей дошкольного возраста»
Интегрированное занятие посвящённое в память Василия Ланового
и 50-летию художественного фильма «Офицеры»
«Есть такая профессия Родину защищать»
Подготовила: Хорева И. П.
воспитатель
Интегрированное занятие посвящённое в память Василия Ланового
и 50-летию художественного фильма «Офицеры»
Публикация «Интегрированное занятие, посвящённое памяти Василия Ланового и 50-летию художественного фильма „Офицеры“» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Этот фильм мы смотрим всегда на День защитника Отечества, мы поём песню из этого фильма в День Победы. Но сегодня мы поговорим и посмотрим этот фильм, потому что не стало артиста,который сыграл роль Ивана Вараввы. Он ушел из жизни 28 января 2021 года. И в 2021 году этому фильму исполняется 50 лет с выходом картины на экран. Этот фильм о силе характера и призвании защищать Родину. Этот фильм о любви к жизни и преданности Родине, о верности долгу и о большой любви к женщине.
«Есть такая профессия – Родину защищать…»
Цель: развивать способности детей слушать, слышать, чувствовать на примере фильма.
Задачи:
• формирование эстетического вкуса через художественные образы, сценическое искусство.
• воспитание патриотизма, уважения к отечественному кинофильму.
• развитие навыков публичного выступления и ораторского искусства.
• формирование интереса к истории возникновения кинематографа.
Оборудование: проектор, ноутбук, кадры из фильма «Офицеры», презентация о истории создания этой картины.
Ход мероприятия:
Ничто на свете не может сравниться с тем удовольствием, которое доставляет нам просмотр фильма, особенно с любимыми актерами. Уже более ста лет минули с того дня, как были куплены первые билеты на первый киносеанс, и сегодня мы с уверенностью можем сказать, что кино, действительно стало для нас «самым важным искусством», но много ли мы о нём знаем?
Итак, кто знает, когда зародился современный кинематограф и кто явился его основателем?
История кинематографа небольшая, и известна даже точная дата его рождения - это 28 декабря 1895 года. Братья Люмьер считаются основателями современного кинематографа. Они заказывают в мастерских, свой "синематограф". Аппарат далеко превосходил все ранее созданные, что обеспечило им повсеместно триумфальный прием. Тогда в "Большом кафе" на бульваре Капуцинов в Париже состоялся публичный показ "кинематографа братьев Люмьер. Два известных и наиболее популярных фильма братьев Люмьер - "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик". В "Прибытии поезда" паровоз, появляясь из глубины экрана, устремлялся на зрителей, заставляя их вскакивать с мест из боязни быть раздавленными. Вскоре паровоз занимает почти весь экран, стремительно надвигаясь на зрителей. Секрет успеха «Политого поливальщика» заложен в сценарии. Сюжет несложен: маленький мальчик ставит ногу на резиновый рукав, чем вызывает тревогу у поливальщика, и направляет ему в лицо струю воды в момент, когда тот осматривает шланг. Вот краткая история рождения кинематографа.
А знаете ли вы, что фамилия Люмьер - в переводе с французского означает «свет»?
А знаете ли вы, что первые «мультфильмы» придумали древние греки. Они мчались на колеснице вдоль стены с изображениями?
Ребята, сегодня у нас будет не увеселительное мероприятие, а очень серьёзный разговор о нашем фильме, которому в 2016 году исполняется уже 45 лет. Этот фильм мы смотрим всегда на День защитника Отечества, мы поём песню из этого фильма в день Победы. Этот фильм о силе характера и призвании защищать Родину. Знаменитая кинолента о любви к жизни, о преданности Родине, о верности долгу — это не просто история о дружбе, семье и профессии. "Офицеры" — рассказ о призвании защищать Отечество и о силе характера.
Фильм — о любви к Родине, к жизни… И, конечно, к женщине. Герои — боевые товарищи — несмотря на все превратности судьбы, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести. Им пришлось пройти сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной, но они остались такими, как в юности. И даже любовь к одной женщине не может этого изменить…
Афиша
Ровно 37 лет назад, 8 мая 1970 г. началась работа над «Офицерами», картиной, в отечественном кинематографе уникальной. В 70-е годы о войне, гражданской и Великой Отечественной, фильмы появлялись едва ли не каждый месяц, но лишь «Офицеры» вобрали в себя всю военную историю СССР, какой она представлялась тогдашним идеологам, т. е. цепью непрерывных побед. Впрочем, слово «история» имеет второе значение, и фильм ему вполне соответствует — это рассказ, волнующий рассказ о благородных людях.
На съёмках фильма «Офицеры»
Действие этого фильма охватывает довольно большой период — с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи — Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце — убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана.
Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.
Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде.
«Офицеры»
Успех картины был неожиданный и потому ошеломляющий: она стала самым кассовым фильмом 1971 г., а Василий Лановой, по опросу журнала «Советский экран», — лучшим актером. И что бы мы ни говорили выше, зритель увидел в картине главное — правду характеров.
Труднее всего в подготовительный период было найти актеров на главные мужские роли — Ивана Вараввы и Алексея Трофимова. Исполнительница роли Любы отыскалась быстро — Алина Покровская, актриса театра Советской Армии.
На пробах всех превзошел Георгий Юматов, кумир 50-х («Молодая гвардия», «Разные судьбы»).
Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, оно (ранение) настоящее — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.
Ивана Варавву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров.
Выбор пал на Василия Ланового, «Сослуживца» Елены Добронравовой. Сегодня кажется, что иного Вараввы и быть не могло. Между тем Лановой долго колебался : «Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варавва — романтик, играй романтика!» И я согласился».
НАТАЛЬЯ РЫЧАГОВА
Героиня Натальи Рычаговой стала радисткой
Будучи студенткой, актриса сыграла в военной драме «Нет неизвестных солдат», а затем в мелодраме «Про Клаву Иванову», но главной работой в ее карьере считают роль Маши Белкиной в «Офицерах». Героиня артистки — верная возлюбленная Егора Трофимова, которая погибает вместе с ним на фронте, оставив родителям солдата отдушину, сына Ивана.
После грандиозного успеха картины Наталья Рычагова продолжила сниматься, проявив таланты в лентах «Это мы не проходили», «Где ваш сын?». Кроме того, с 70-х она занималась озвучиванием. Ее веселым звонким голосом говорила Либуше Шафранкова в фильме «Три орешка для Золушки», однако реальность самой Рычаговой мало походила на сказку.
Александр Воеводин исполнил роль трагически погибшего сына Трофимовых
Для актера роль сына Трофимовых была первой яркой работой в кино. Тогда Александр Михайлович заканчивал школу-студию МХАТ, где студентам не позволяли играть в фильмах до выпуска. Но образ Егора так запал в душу артиста, что он пренебрег запретами вуза. В этом юношу поддержала преподавательница Марина Ковалева, пообещавшая прикрыть воспитанника перед ректором.
В 21 год Александр Воеводин проснулся знаменитым. Ему присылали цветы и подарки, а незнакомые люди высказывали восхищение прямо на улице. Мало кто знал, что картина «Офицеры» могла стать для актера последней — он едва не погиб на съемках.
В сцене, где танкист Егор горит в кадре, для натуральности режиссер спрыснул костюм и лицо артиста бензином. Все должно было пройти нормально, если бы ветер не переменился. Актер оказался объят пламенем по-настоящему, но не мог закончить эпизод без команды постановщика.
Съемки пришлось начать с конца, эпизода, когда Варавва знакомится с внуком Трофимовых — суворовцем Ваней. Дело в том, что в этой роли был занят московский школьник Андрей Громов (снимался в картине «Приключения желтого чемоданчика», но профессиональным актером не стал, предпочтя дипломатическую деятельность, а его нужно было освободить до начала учебного года.
Алина Покровская: «Работать было легко и радостно. Мы все влюбились в Бориса Васильева. Мне этот автор был особенно близок, потому что в то время в театре я параллельно репетировала роль Женьки в его пьесе «А зори здесь тихие…» Владимир Роговой очень прислушивался к Василию Лановому и Георгию Юматову. Они уже тогда были киношные асы, а он — практически дебютант. Отношения сложились замечательные, всем очень хотелось сделать сердечный фильм».
Затем съемочная группа отправилась в Рузу. Там в конце августа снимался эпизод «китайская переправа». Для пущей достоверности в сцене заняли настоящих китайцев — двести человек, предоставленных торгпредством КНР. Надвигалась осень; ночью, когда шли съемки, вода в озере стала ледяной. Однако дисциплинированные китайцы безропотно отрабатывали дубль за дублем.
На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист — годовалый ребенок. Здесь уместно вспомнить бессмертные стихи Корнея Чуковского. «Но какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка?.»
В конце концов было решено искать его в домах малютки, где воспитывались дети-отказники. Нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова. Мать не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью.
Володя Селиванов в фильме «Офицеры»
В феврале неподалеку от Ашхабада начались съемки эпизодов войны с басмачами.
Возвращаясь в Москву, я каждое утро — к семи часам — ездила на закрытый манеж ипподрома. Инструктор подводил коня, здоровенного, как шкаф, и я забиралась на него по лесенке. Страху натерпелась! И вот через пару дней конь подвез меня к большому зеркалу, что всегда есть на манеже, обернулся и посмотрел на меня таким красноречивым взглядом, что я со смеху чуть не выпала из седла. Но лошадей бояться перестал».
После школы Андрюша Громов окончил МГИМО по экономике и даже получил ученую степень. В начале нынешнего столетия экономист был старшим советником постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке.
Сейчас Андрей громов является советником-посланником посольства России на Кипре. Свою актерскую карьеру дипломат никогда не афишировал, и даже его супруга узнала о том, что ее избранник был актером только через 2 года после знакомства. В браке у Громовых родилось двое детей.
Ну разве можно было подумать, что этот ушастый мальчик из картины «Офицеры» станет дипломатом? А может быть это как раз тот случай, когда талантливый человек талантлив во всем?
Несчастье подстерегло и оператора Михаила Кириллова. Чтобы снять рельсы под мчащимся поездом, ему пришлось привязать себя под вагоном. Но от тряски веревка развязалась, и оператор рухнул на рельсы. От гибели его спасло лишь то, что поезд в тот момент замедлил ход.
Оператор попал в больницу, съемки остановились. Он уговаривал режиссера найти замену, но Роговой посчитал это предательством. На несколько недель Кириллова заменил его сын Андрей — в то время он заканчивал ВГИК и вскоре снял один из самых оригинальных советских фильмов для детей — научно-фантастический «Москва–Кассиопея».
Последний бой
В конце марта съемочная группа вернулась в Москву и начался монтаж фильма. Премьера была приурочена к Дню Победы, поэтому времени оставалось мало, но торопиться не пришлось — основная работа по монтажу и озвучиванию прошла параллельно со съемками.
9 апреля 1971 г. картина была представлена худсовету киностудии и принята практически без поправок. Однако у чиновников из Госкино сложилось иное мнение. Они заставили вырезать из фильма несколько эпизодов, в том числе, сцену расстрела фашистами советского офицера (она, видимо, никак не вязалась с названием).
Под давлением военспецов из Главного политуправления армии картине присвоили лишь третью прокатную категорию. Не повезло фильму и с датой премьеры — на широкий экран «Офицеры» попали 26 июля, в разгар летних отпусков. И хотя дебют проходил в самом престижном столичном кинотеатре «Россия», половина мест в огромном зале пустовала. К счастью, на просмотре оказалась супруга тогдашнего министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Она была потрясена увиденным — в Любе Трофимовой она узнала себя.
Она немедленно поделилась впечатлениями с мужем, он запросил копию фильма и отправился смотреть ее на дачу к главному кинокритику страны, Леониду Ильичу Брежневу. «Офицеры» привели их в восторг, и в сентябре, когда в столицу подтянулся отпускной народ, состоялась повторная премьера. Она прошла при аншлаге. Он, как выяснилось, не был специально организован: в прокате «Офицеры» собрали 75 млн. зрителей и заняли место в первой десятке самых кассовых советских фильмов.
Василий Лановой
«Эта картина странной судьбы. Вначале мы относились к ней как к рядовой работе. И ошиблись. Режиссер и оператор сумели найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушным ни одно поколение зрителей. Прошло 45 лет, а картина не сходит с телеэкранов, ее смотрят снова и снова, не переставая восхищаться. Я думаю, секрет в том, что каждый находит в ней что-то для себя лично. И юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня бывали гораздо более сложные роли, но они проходили, а Иван Варавва остался. В нем соединились честь, мужество, доблесть, отвага и рыцарское благородство. Однажды на некоем «светском» приеме, которые нынче метко окрестили тусовками, ко мне подошел один из «новых русских» и говорит, позвякивая цепями: «Что, Лановой, есть такая профессия — родину защищать?» Так захотелось хоть немного побыть Иваном Вараввым — вскочить на коня и вытащить шашку».
Ребята, вас познакомили с историей появления на экранах этого легендарного фильма.
Кто может сказать, чем запомнился вам этот фильм? Какой герой более всего привлёк к себе? Какие кадры вам больше всего запомнились?
Рефлексивный этап:
В заключении мне бы хотелось предложить вам прослушать песню Олега Газманова «Офицеры», которая, как мне кажется, включает в себя все, о чём мы сегодня говорили.
Русские офицеры – это гордость и слава нашей армии и, конечно же, России. Во все времена эти люди были на вечной страже интересов собственной страны и всегда, несмотря на постоянные неудобства, своей грудью защищали ее жителей.
Именно поэтому, офицер – это даже не профессия, а призвание.
Викторина по фильму :
Вопрос: кем стал Егор, сын Алексея?
Ответ: танкистом.
Вопрос: куда в итоге отправился Ваня?
Ответ: в зоопарк.
Вопрос: сколько школ, из-за армейского образа жизни Алексея, сменил его сын Егор?
Ответ: 6 школ.
Вопрос: почему Люба не захотела есть борщ с мясом?
Ответ: мясо жёнам не полагалось.
Вопрос: как товарищ командир описал свою профессию?
Ответ: Родину защищать.
Вопрос: как погибла невеста Егора?
Ответ: её расстреляли фашисты.
Вопрос: Куда всегда хотела переехать жить Люба?
Ответ: в Москву.
Отрывки и цитаты из фильма "Офицеры"
— И, все-таки, Алеша, меня очень волнует, как мальчик доедет до училища.
— Доедет как все. Любашенька, парень отлично понимает, что такое воинская дисциплина.
— Я только и делала, что ждала. И дождалась.