Татьяна Владимировна Тришина
Интегрированное занятие «Первый глиняный горшок» на основе материалов ГИМ
▼ Скачать + Заказать документы
Первый глиняный горшок
Разработала и провели: Тришина Т. В. – воспитатель подготовительной к школе группы ОЧУ ПМГ
Цель. Вызвать у детей интерес к музею.
Задачи.
Развивающие.
1. Развитие диалогической, монологической речи.
2. Развивать умение рассуждать и доказывать свою точку зрения.
3. Развивать любознательность.
5. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей при лепке из глины, аккуратность.
Воспитывающие.
1. Воспитывать уважение к собеседнику: не перебивать друг друга, позволять каждому высказать свою мысль до конца.
Публикация «Интегрированное занятие „Первый глиняный горшок“ на основе материалов ГИМ» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
2. Воспитывать уважение к труду.
Познавательные.
1. Расширять и активизировать словарный запас.
2. Дать представления о свойствах глины.
3. Познакомить с профессией гончар.
4. Дать представления о том, как появилась посуда и изменялась в течение тысячелетий.
Методы: беседа с элементами дискуссии, проблемные вопросы, проблемные ситуации, проведение опыта, выстраивание гипотезы, познавательный рассказ, перевоплощение в образ, обращение к книге.
Продуктивная деятельность. Мастерская по изготовлению глиняного горшка способом древнего человека. Материалы : глина, доски, стеки, тряпочки, блюдца с водой.
Ход занятия.
1. Столик удивления: крынка, хохломская и гжельская посуда, глиняный горшок, чугун, современный сервиз.
- Что мы можем рассказать об этих предметах? Из чего эта посуда сделана? Как используется? Высказывания детей.
Дидактическая игра «Какая посуда»
Из стекла – стеклянная
Из бумаги – бумажная
Из дерева – деревянная
Из глины – глиняная
Из фарфора – фарфоровая
Из чугуна – чугунная
Из стали – стальная
Из железа - железная
- Давайте разделим посуду на современную и старинную.
Дети делят посуду на две группы.
- Почему мы сейчас такой посудой не пользуемся? (имею ввиду старинную посуду)
Вывод на первом этапе. Эта посуда пришла к нам из прошлого, ей пользовались наши предки. А сейчас чаще всего мы встречаем эти предметы в музеях, на выставках ремёсел. В доме они служат для красоты.
2. Чем ещё я вас удивлю придётся отгадать.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу
— Она понадобится сразу.
- Глина – это материал или инструмент? Почему? (высказывания детей)
Мы поймём это, проделав несколько опытов.
Опыт 1.
Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт 2.
Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт 3.
Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
- Кто работает с этим материалом? Какие инструменты нужны гончару?
3.
- А это что? (в сундуке спрятан глиняный горшок, выполненный в жгутиковой технике способом древнего человека)
- Подумайте, на что этот предмет похож? Сравните со старинной и современной посудой.
Познавательный рассказ из книги. Татьяна Муравьёва, «Как жили люди в древности», глава «Глиняная посуда», редакционно-издательский отдел ГИМ. стр. 14-15.
В конце каменного века человек изобрёл новый материал – керамику. Природная глина – мягкая, размокающая в воде. Однажды кусочек глины случайно попал в костёр, а когда прогорел, оказалось, что этот кусочек глины стал прочнее, почти как камень, и уже не размокал в воде. С тех пор люди стали лепить из глины и обжигать на огне самые разные вещи, но прежде всего – посуду.
Изготавливали первые горшки одним из древнейших способов – жгутиковым. Из глины катали длинные жгутики, а затем кольцами или по спирали укладывали один на другой. Так можно было вылепить округлый тонкостенный и красивый сосуд любой величины. Вылепленные сосуды украшали, нанося по сырой глине узоры заострённой палочкой.
Древние керамические сосуды делались не с плоским, а с округлым или заострённым дном. Объясняется это тем, что в то время в жилище человека не было ровных поверхностей – ни стола, ни полки, ни даже ровного пола. Сосуды втыкали в землю или в камни очага.
- Что интересное узнали из рассказа? Хотите попробовать вылепить свой первый горшочек способом древнего человека?
- Для этого нам надо стать мастерами. Мастерская уже готова, вот только перед работой мы должны размяться?
4. Продуктивная деятельность.
- Можно, ребята, сегодня я буду старшим мастером и научу вас лепить горшочек древних людей. (Техника лепки – катание жгута и закручивание его по спирали).
Предложить украсить.
Итог. Посмотрите, что же у нас получилось, как мы справились? Можно ли горшочки уже сейчас использовать? Почему? Что же нужно сделать? (Обжечь).
5. Уже обожжённые горшочки разместить в игровой и на веранде детского сада для использования в игре.