Нина Коробова
Интегрированное занятие «Пусть всегда будет мир!» (День Памяти и Скорби)
▼ Скачать + Заказать документы
оминантная (базовая) образовательная область- «Познание» : формирование целостной картины мира; расширение кругозора.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (приобщение к изобразительному искусству; развитие детского творчества). Предварительная работа: 1)чтение произведений К. Паустовского-
«Приключения жука носорога», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «История с бородой»…;И. Окунев «Его звали «Малюткой»».
Публикация «Интегрированное занятие „Пусть всегда будет мир!“ (День Памяти и Скорби)» размещена в разделах
2) знакомство с пословицами и поговорками по теме;
3) повторный просмотр мультимедиа по теме «День Победы».
Пр. сод-е: расширять представления детей о государственных праздниках и памятных датах посредством сообщения элементарных сведений об истории нашей страны; о победе нашей страны в Великой Отечественной войне; о героических поступках простых людей в годы войны. Продолжать знакомить с памятниками, посвящёнными Великой Отечественной войне.
Воспитывать интерес к событиям, происходящим в стране; чувство гордости за свою Родину.
Развивать коммуникативные навыки: уметь высказывать своё мнение, суждение и выслушивать других участников беседы, дополнять; грамотно использовать как краткую так и распространённую форму речи в виде сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Через знакомство с картиной А. Пластова закреплять умение понимать настроение и чувства изображённых людей, выделять художественные средства выразительности. Способствовать творческому развитию каждого ребёнка посредством самовыражения в рисунке.
Оборудование занятия :
1)мультимедиа «День Победы»;
2)книга с иллюстрациями К. Паустовского «Приключения жука носорога»,
3) приложение к газете «Комсомольская правда» за май 2010 г. на тему: «Как жила Казань в годы Великой Отечественной войны»;
4) репродукция с картины А. Пластова «Сенокос»;
5) фото Е. Ф. Степановой и памятника Матери с сайта www.pomnite-nas.ru /mshow.php?s_OID=3112
5) оборудование для рисования: альбомный лист, простой и цветные карандаши;
6) ржавые патроны разного калибра времён войны;
7) текущий настенный календарь.
8) аудиозапись «Июнь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Вниманию детей предлагается обычный настенный календарь, страница «Июнь». Вопросы к детям:
- Что это? Для чего он нужен? Почему некоторые дни выделены красным цветом? Как правильно называется этот день?
(Воскресенье-22 июня).
-Вос-ль:- Воскресенье… Большинство людей в этот день отдыхают. Как отдыхают в вашей семье?
( Примерные ответы детей : Подольше спим. Уезжаем на дачу, на природу - купаемся, загораем, рыбачим, ходим в лес, устраиваем пикники)
-Что вы чувствуете, когда отдыхаете всей семьёй?
(Нам весело, радостно, мы счастливы).
-«Вся семья вместе - так и душа на месте», -говорят в народе. Как это? Как вы понимаете эту пословицу?
(-Ни за кого не надо беспокоиться - все тут, рядом…Здоровые, счастливые).
Вос-ль: 22 июня - самый длинный день в году, а ночь наоборот- самая короткая, «с воробьиный носок». По-научному – день летнего солнцестояния.
Не всегда число 22 июня выпадает на воскресенье: в прошлом году это была суббота, а годом раньше - пятница.
Но много лет назад 22 июня было именно в воскресенье…Четыре утра. Люди отдыхали. И вдруг взрывы, стрельба! Было непонятно и страшно. Так началась война, которая длилась четыре года. Весь наш народ воевал с фашистами.
Давайте вспомним, как жители нашего города помогали победить врага.
( Примерные ответы детей:- Казанцы ремонтировали самолёты, пушки, изготавливали порох, снаряды, мединструменты… Мужчины воевали, а женщины и старшие дети- подростки работали на заводах. В школах города открыли госпитали, где лечили раненых. Девочки старших классов помогали ухаживать за ранеными, по их просьбе писали письма родным, а младшие дети устраивали концерты, чтобы воины шли на поправку).
Вос-ль предлагает развернуть лежащие перед детьми салфетки:
-Что это? Что вы можете сказать о них?
(- Это – патроны. Они старые, ржавые, разного размера).
Вос-ль: -Я не разбираюсь в оружии, но, наверное, эти маленькие- для пистолета, побольше- для ружья, а большие- для пулемёта. В руках честных людей это- защита, в руках фашистов- смерть. Эта маленькая острая часть- пуля. Это она вылетает и ранит кого-то…
( Дети:- Но ведь это очень больно).
- Больно. И не только раненому, но и его родным. Ведь они там, далеко очень переживают за него.
Эти патроны долго пролежали в земле. Их нашли, когда строили новую теплотрассу около железной дороги - во время войны она строго охранялась. Хорошо, что они так и пролежали в земле, никому не причинив вреда.
Люди всей страны помогали фронту. Многие отдавали деньги, украшения для изготовления оружия.
Мы читали про маленькую девочку Аду. Что же она сделала?
(Ада отдала свои собранные на покупку куклы деньги на танк и с помощью мамы написала об этом в газету. Её поддержали дети всей страны. Так появился танк «Малютка». На нём храбро воевала женщина-танкист Екатерина Петлюк. Её награды - орден Красной Звезды и орден Отечественной войны.)
-Мы познакомились с рассказами К. Паустовского. О чём в них рассказывается?
( -Как дети жили во время войны: помогали взрослым и ждали родных.)
Вос-ль предлагает вспомнить один из рассказов- «Приключения жука носорога» с рассматриванием одной из иллюстраций.
-Много дней длилась страшная война. И наконец - победа!
(Мультимедиа «День Победы»).
Звтем вос-ль предлагает подойти к стенду с газетой :
-Давайте вспомним как радовались казанцы в этот день.
(Дети рассматривают, делятся впечатлениями).
-В это воскресенье 22июня люди будут говорить «спасибо» ветеранам и дарить им цветы. 22июня – это День Памяти и Скорби : вспоминают страшные дни войны, чтобы больше никогда такое не повторилось. А по местам боёв отправляются поезда Памяти.
-А мы отправимся в город Тимашевск Краснодарского края.
(Фото Е. Ф. Степановой и памятника Матери. Дети располагаются напротив).
Вос-ль:- Кто больше всего переживает за всех в семье?
(-Мамы и бабушки).
- Перед вами портрет Епистинии Фёдоровны Степановой, матери, имя которой известно всей стране. Необычное имя. В переводе с греческого означает «знающая». Девять её сыновей ушли на войну. Верные материнскому благословению, защищали они Родину и пали смертью храбрых - так говорят про героев.
Вос-ль обращает внимание детей на снимок памятника : –Расскажите о памятнике Что вы видите здесь?
(-На лавочке сидит женщина и смотрит вдаль, как будто хочет кого-то увидеть. Около памятника много цветов, даже на коленях женщины- цветы.)
- Этот памятник –Епистинии Фёдоровне, но посвящён всем матерям, потерявшим сыновей и дочерей в войну. Материнское сердце надеется и ждёт. Ждёт своих детей…В России памятников матерям немало.
Все люди с большим уважением относятся к матерям. И в эти выходные люди придут к этим памятникам с букетами цветов. Дети этих матерей подарили нам мир, покой, счастье.
Далее вос-ль обращает внимание детей на репродукцию картины «Сенокос» А. Пластова:
-Это тоже июнь. Чем заняты эти люди?
(Вос-ль выслушивает детей, ненавязчиво дополняет ответы. Напоминает поговорку: «Июнь- время длинных трав и сенокосов.» Хотя дети – горожане, связь с селом достаточно тесная: многие из них часть лета проводят в сельской местности.)
Обратить внимание на травы:
- Что можно сказать о траве? (-Трава высокая, очень много цветов- колокольчики, ромашки… -Вос-ль подсказывает: иван-чай, иван-да-марья, купальница. Есть и живые цветы-бабочки.)
- Какие цвета красок использовал художник? - Какими общими словами можно назвать эти краски? (-Тёплые, яркие, солнечные, радостные)
- Давайте расскажем о людях, которые косят, о косцах.
(Высказывания детей. Обязательно отметить настроение людей: радостное, весёлое, счастливое.)
-Эту картину написал художник Аркадий Александрович Пластов.
Называется она «Сенокос». Но это не простой сенокос. Это – первый после войны сенокос. На одной из берёз- рана. Возможно, от осколка снаряда. Но всё это- позади. И можно сказать, что на этой картине изображены мир, радость и счастье. И сейчас я предлагаю вам нарисовать счастье.
Дети садятся за подготовленные для рисования столы и рисуют под музыку П. И. Чайковского «Июнь» из цикла «Времена года».
По окончании организуется выставка детских работ.
Краткий анализ рисунков и занятия. Затем вос-ль напоминает о внимании к ветеранам.