Оксана Лавриненко
Интегрированное физкультурно-музыкальное развлечение «Народные игры Белгородчины»
▼ Скачать
Предварительная работа:
• знакомство воспитанников с русскими традициями и народными промыслами;
• разучивание народных игр, песен, пословиц, считалок;
• чтение русских народных произведений.
Атрибуты: сундук с атрибутами для игр, веревочка, платки, корзина с угощением.
Цель: развитие интереса к русским народным играм родного Белгородского края.
Задачи:
Публикация «Интегрированное физкультурно-музыкальное развлечение „Народные игры Белгородчины“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Игры для детей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- развивать творческие, двигательные способности дошкольников в игровой, двигательной, музыкальной, коммуникативной деятельности;
- продолжать знакомить детей с русскими народными играми;
- вызывать желание играть в народные игры;
- упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания, закреплять знания детей о традициях народа;
- формировать положительное отношение детей дошкольного возраста к своей стране — России, к родному краю — Белгородчине, к семье, сверстникам.
- воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;
- вызывать эмоциональное проявление радости;
- воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила игры.
Ход развлечения
Звучит народная хороводная песня (выбирается двое детей, они выходят на середину стадиона и встают друг напротив друга, в руках у них дуга, т. е. воротики, через которые проходят вереницей остальные дети; затем расходятся один вправо, другой влево, и встречаются на полукруге).
Педагог в народном костюме Белгородской области встречает детей в роли Хозяйки.
Хозяйка:
Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Люди свойские, простые!
Мы всгда рады гостям, как добрым вестям.
Хозяйка:
Дорогие наши гости: красны девицы, добры молодцы, малы ребятушки! Сегодня по старой традиции мы собрались отдохнуть, поразвлечься да в игры поиграть; а играть мы будем в белгородские народные игры, потому что живём на белгородской земле и должны знать традиции нашей Родины.
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе сердцу Белородчина моя.
Хозяйка:
Будем праздник начинать,
Будем петь и танцевать,
Хоровод мы заведём,
Песню звонкую споём.
Хоровод “Порушка-параня”
Музыкальное оформление “Порушка-параня” (дети встают в круг и водят хоровод).
Хозяйка: Отличительным характером белгородских народных игр является любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству.
Любим мы веселье, смех,
Много игр мы знаем,
И сейчас, ребята, здесь
С вами поиграем.
Детям предлагается игра “Шатёр”.
Участники делятся на 3 подгруппы. Каждая образует свой круг. Взявшись за руки, подскоками движутся по кругу. С окончанием слов бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает та группа, которая первая построит шатёр.
Повторить 3-4 раза.
Хозяйка: Дети с самого раннего детства наблюдали за трудом взрослых и в своих играх отражали этот процесс.
Предлагается игра “Иван-косарь”.
Дети образуют круг — они “звери”. Выбирают водящего и Ивана-косаря. Иван в центре круга стоит с палкой.
Водящий:
— Иван-косарь, что ты делаешь?
Иван:
— Траву кошу (показывает).
Водящий:
— Зачем траву?
Иван:
— Коров кормить.
Водящий:
— Зачем коров?
Иван:
— Молоко доить?
Водящий:
— Зачем молоко?
Иван:
— Охотников кормить.
Водящий:
— Зачем охотников?
Иван:
— Зверей ловить!
Все разбегаются, а водящий ловит. Кого поймает, тот и становится водящим.
Повторить 4-5 раз.
Хозяйка:
Белгородчина славится не только играми, песнями да плясками, но и разудалой игрой на музыкальных инструментах.
Ребё нок 1:
Звонкие резные ложки расписные!
От зари и до зари веселятся ложкари!
Ребё нок 2:
Ах, какие выкрутасы могут делать маракасы!
Их приятный шум сыпучий на любой годится случай!
Ребё нок 3:
Что за треск на всю округу?
Это мы трещим с подругой!
Эх, трещотки хороши,
Прямо праздник для души.
Ребё нок 4:
Бубенцов бубновых звон слышится со всех сторон.
Он ударный инструмент, удивительный момент!
Ребё нок 5:
Колокольчик-музыкант, у него большой талант —
Радость людям приносить, может он весь день звонить.
Оркестр (“Барыня” — русская народная мелодия)
Хозяйка:
На Руси было всегда много лесов. Взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя, волка.
Хозяйка:
Чтобы крепкими вы стали, чтобы сильными росли,
Нужно волка обхитрить, и, конечно, победить.
Предлагается игра “Волк во рву”.
В центре проводятся две параллельные линии на расстоянии 1-2 м. Это ров, в котором живёт “волк” — водящий; остальные — козы. На одной стороне отмечается дом “коз”, на другой стороне — пастбище. “Козы” идут на пастбище, перепрыгивая через ров. В это время “волк” их осаливает. “Волк” не имеет права выходить за линии, а “козы” обязательно должны не перебегать ров, а перепрыгивать его. Ведущий зовёт “коз” домой, “козы” идут в другую сторону. Пойманные “козы” уходят в определённое место. И так, пока “волк” не поймает всех “коз”. Если “коза” долго задерживается на краю рва, ведущий считает до трёх. Она должна прыгнуть, иначе будет считаться осаленной.
Повторить 3- 4 раза.
Хозяйка:
А я знаю одну игру Белгородчины, которая называется “Золотые ворота” и предлагаю в неё поиграть.
Двое водящих получают имена — “луна” и “солнце”. Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают навсегда.
Первый раз — прощается,
Второй — запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас! — и опускают руки.
Тот, кто оказался за воротами, остаётся у “луны” и “солнца”. У него спрашивают, где бы он хотел остаться: у “луны” или у “солнца”. Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом распределяются все: кто — к “солнцу”, кто — к “луне”. Когда все распределятся, команда “солнца” и команда “луны” устраивает перетягивание. Кто перетянет, та команда и выиграла.
Повторить 4 раза.
Хозяйка: Теперь предлагаю поиграть в мою любимую игру “Жучок”. Её знали и любили ещё наши прабабушки.
Играющие становятся в полукруг, а водящий — на шаг впереди, спиной к ним. Правую ладонь он прижимает к правой стороне лица, ограничивая свой обзор, а левую — к правому боку, ладонью наружу. Кто-нибудь из играющих несильно ударяет ладонью по ладони водящего, и все играющие протягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем. Водящий поворачивается к игрокам и пытается угадать, кто же коснулся его ладони.
Игра продолжается 3-4 минуты.
Хозяйка:
Славно мы играли, пели; пироги уж подоспели,
И на пир честной народ, взявшись за руки, идёт!
Самовар пыхтит-искрится - щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица он своею добротой!
Песня “Самовар” (музыка Д. Тухманова)
Хозяйка:
Тары-бары-растабары, выпьем чай из самовара,
С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными, с пирогами русскими!
(угощает детей бубликами и приглашает их на чаепитие)
Хозяйка: До свиданья, добры молодцы, красны девицы, милые детушки. До следующей встречи!