Кристина Москалевич
Интегрированная НОД в старшей группе «Традиции празднования Пасхи в разных странах мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД разработан учителем-логопедом Королёвой Кристиной Валерьевной.
Цели и задачи
Развитие лингвистических, творческих и артистических способностей учащихся;
Знакомство с историей, традициями и символами праздника Пасхи в Германии;
Воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского и немецкого народов.
Воспитание умения работать в коллективе.
Закрепить лексический материал по теме «Пасха»;
Развитие навыков устной речи.
Ход занятия:
Публикация «Интегрированная НОД в старшей группе „Традиции празднования Пасхи в разных странах мира“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
(Голос)
Повсюду благовест гудит;
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля
И одеваются поля.
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Ведущий: Чтение сказки «Три сестры».
В давние-давние времена жил на Руси один хороший человек. Был он пасечник и пчеловод. И всё ему казалось, что он мало добра людям делает. Помолился он как-то раз на ночь перед иконой и говорит:
– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и Тебе приятно?
И явился ему этой ночью Ангел во сне и говорит:
– Вот, ты продаёшь людям душистый и сладкий мёд со своей пасеки. Люди его едят и господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.
Проснулся утром хороший человек, вспомнил сон и думает: «Может, оно и так, но что бы мне такого сделать?»
И на следующую ночь опять стал молиться:
– Господи! Что мне такое сделать, чтобы людям было хорошо и тебе приятно?
И явился к нему и во вторую ночь Ангел небесный во сне и так сказал:
– Вот, у тебя есть богатый цветник. И люди, покупая у тебя прекрасные розы, ставят их в прекрасную вазу на стол, любуются ими – и господа хвалят. И им хорошо, и Богу приятно.
«Может, оно и действительно так, но чтобы мне ещё такое эдакое сделать?»
И опять стал молиться. Прежде чем лечь:
– Не гневайся на меня, Господи, что надоедаю Тебе со своими просьбами. Но что бы мне такое сделать, чтобы и людям было хорошо, и Тебе приятно?
И явился к нему третий раз Ангел небесный и говорит:
– Раз уж ты так хочешь Богу угодить, возьми из живых, сотвори одно мёртвое, но так, чтобы оно как живое было.
Растерялся хороший человек. Отвечает Ангелу небесному:
– Как же это такое сделать можно?
Улыбается ему Ангел и говорит:
– А тебе в этом две сестры помогут. А ту, что ты сотворишь, будет третья сестра… – да и улетел к себе на небеса.
Проснулся утром хороший человек: «Вот это задача!» – думает. Вышел он во двор прогуляться. Глядит, а на самой красивой розе в его цветнике пчела сидит.
– Эка! – осенило его.
Может, это те две сестрицы самые и есть?
И начал он размышлять: «А чем они не сестрицы? Пчела никак не может без розы: каждое утро на ней нектар собирает. А роза этому и рада, и тоже скучает без пчелы».
Стал он размышлять дальше: «Да и похожи они, хоть роза – растение, а пчела – насекомое. И похожи они как: у пчелы крылышки, как лепестки, а у розы лепестки похожи на крылышки! Роза пахнет сладко, как мёд. А мёд благоухает, словно роза».
Размышляет он дальше и думает: «Схожи они даже в том, что нежная роза может ненароком уколоть своим шипом, а добрая пчела может нечаянно ужалить. Ну, чем не две сестрицы! – решил хороший человек. – Но как же им третью-то сотворить? Да так, чтобы она на своих сестёр была похожа? Была тонкая и длинная, как стебель розы. Была трудолюбивая, как пчела, которая сама себя не жалеет, когда мёд собирает. Чтобы она пахла как мёд с розой и роза с мёдом. И чтобы у неё было крылышко, похожее на лепесток, и лепесток, похожий на крылышко?»
Думал, думал хороший человек, потом пришёл на пасеку, набрал воску и сотворил свечу.
Она получилась длинная, тонкая и прямая, как стебель розы. Он зажёг её, и пламя свечи было похоже на крылышко пчелы. И на лепесток розы. А как дивно она пахнет, как горит!
И, как роза может нечаянно уколоть, а пчела нечаянно ужалить, так свеча может ненароком ожечь.
И так же как пчела не жалеет себя на работе, так и свеча до того не щадит себя в своём жарком горении, что сгорает дотла.
Вот и вам, двум сестрицам – пчеле и розе, третья сестрица – свеча!
Вы спросите меня, почему свеча живая?
А вы зажгите свечу перед иконой. Посмотрите на её огонёк. Разве он не живой? Живой! И как он молится вместе с нами Господу и Богородице! И людям хорошо, и Богу приятно.
1 ребенок:
Солнышко катилось по западу,
Красное катилось по темному.
Светел месяц на востоке,
Он светит, не померкнет…
Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко:
Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
2-й ребенок:
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче
И зима — теплее,
А весна — милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде — бобы,
В поле — рожь и ячмень,
В саду — зелен хмель.
3-й ребенок:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
А что закликали, как вы думаете? Весну.
Ведущий(обращается к родителям): А я вас приглашаю вспомнить, какие традиции существуют во время празднования Пасхи?
Задания на доске.
1 картинка: Икона Иисуса Христа, как вы думаете, что она означает? Икона символизирует воскрешение Иисуса.
2 картинка: Пасхальный огонь, то он означает? В этот день люди идут в церковь и зажигают свечу, потом приносят её в дом и зажигают домашний очаг, это символизирует очищение дома от недуга.
3 картинка: Кулич, что он означает? Он символизирует, как Иисус Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они поверили, что он воскрес. В древности считалось, что кусочек освящённой кулича считался лечебным.
Ребёнок:
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух,
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес,
И меня целуя, мама
Говорит: «Христос воскрес!»
Воистину воскрес!
4 картинка: Пасхальные яйца, почему именно они являются символом Пасхи? В яйце снаружи, как мёртвый камень и внутри бьётся жизнь. Яйцо — символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Существуют правила росписи яйца, которая имело своё значение.
Сосна на писанке - символ здоровья.
Черный цвет- цвет скорби. На черные яички обязательно наносили яркий рисунок, показывая тем самым разнообразие жизни.
Голубь - символ души.
Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок - символ силы.
Точечки - символ плодородия.
Хмель - символ плодородия.
Любая ягодка - символ плодородия; матери.
Петушиный гребень — защита от нечисти.
Солнце— к урожаю.
А теперь я предлагаю нашим родителям догадаться о значении некоторых обрядов во время подготовки к празднованию Пасхи.
1. Почему считалось, что необходимо делать добрые дела?
Помогали снять с души грех, так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы.
2. Перед праздником все дома тщательно убирались, шились новые наряды.
Новую одежду в день Пасхи принято надевать везде, ведь она еще символизирует конец плохой погоды и наступление весны.
3. Существует давняя традиция, согласно которой, когда бьют колокола, следует умыться из источника для чего? Чтобы приобрести здоровье.
4. В этот день старики расчесывали волосы, с какими пожеланиями? Чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Мы с вами узнали, что многие традиции такие же как и у нас, и сейчас я вам предлагаю поиграть в Пасхальные игры.
«Кто больше?»
«Кто дальше?»
«Горячее яйцо»
«Быстрее принеси».
Игры с пасхальными яйцами
Часто на Пасху устраивают такую игру: все, собравшиеся на праздник, пишут друг другу письма, но подписывают их точками (по количеству букв в имени). Получатель должен догадаться о том, кто отправил ему это письмо, и подарить отправителю яйцо.
Игры с яВедущиййцами ("Чье дольше,Чье Дальше,горячее яйцо")
Ведущий: Вы молодцы, надеюсь, что в такие игры вы сможете играть и самостоятельно с семьёй.
Ведущий: Мы многое узнали о праздновании Пасхи, а вам интересно узнать какие традиции существуют в других странах мира?
(под немецкую музыку заходит посол из Германии и переводчик)
Посол из Германии: Guten Tag, liebe Gaste! Herzlich willkommen zu unsere Osternabendgesellschaft! Wir hoffen, das ihr sehr gute Zeit haben wird. Wir warden spielen, singen und tanzen. Wir wunschen Euch, gesegnete und Frohe Ostern!
Ведущий : Добрый день, уважаемые гости! Добро пожаловать на нашу Пасхальный вечер!
Посол из Германии
Wir feiern heute das Osterfest,
Fur Eier ist bereit das Nest,
Weil Jesus auferstanden ist
Freut sich ein jeder guter Christ.
Drum jubeln wir an diesem Tag.
Der Osterhas farbt Eier,
Damit die Menschen frohlich sind,
Wird,s Osterfest gefeiert.
Посол из Германии. Am Ostern feiert die Christenheit den Tod und die Auferstehung Jesu Christi von den Toten. Es ist das lteste und wichtigste Fest des Christentums.
Ведущий. Пасха – главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. Пасха считается одним из наиболее старинных и важных праздников.
Посол из Германии. Das Ei ist Symbol des Lebens, der Reinheit, Fruchtbarkeit und der Erneuerung. In frheren Zeiten wurden die Ostereier der Frhlingsgttin Ostara zum Opfer gebracht, heute gelten Sie als Zeichen der Freundschaft.
Ведущий. С Пасхой связано много народных обычаев. Наибольшее значение придается яйцам – символу жизни, чистоты, зарождению новой жизни.
В прежние времена яйца приносились в жертву богине весны, сейчас они являются знаком проявления дружбы.
Посол из Германии. Ein Osterei ist ein gefrbtes, manchmal auch mit Motiven bemaltes Ei. Ostereier zu frben, zu verstecken, zu suchen ist ein weit verbreiteter Brauch.
Ведущий. Пасхальное яйцо – разукрашенное, иногда мотивами. Красить яйца, искать, прятать – это широко распространенный обычай.
Посол из Германии Der Hase ist ein Ostersymbol. Er ist wie das Ei – ein Zeichen fr Leben und Fruchtbarkeit.
[/h4]
Ведущий. Символ пасхи – пасхальный заяц. Он как и яйцо является символом жизни и плодородия.
Посол из Германии In der Schweiz diente der Kuckuck als Eierlieferant. In Teilen von Westfalen und Hessen hat der Fuchs, in Bayern und Schleswigholstein– der Hahn, in Thringen der Storch. Osterhasen bringen vermutlich seit dem 17. Jahrhundert die Eier. In Gera erwhnte man ihn erstmals 1682. Der Hase galt als Wundertier und besonders fruchtbar.
Ведущий. Osterhase – пасхальный заяц (сказочное существо, приносящее детям крашеные яйца и сладости). До 16 века яйца приносили различные животные: в Швейцарии – кукушка, петух – в Верхней Баварии и Шлезвиг – Гольштейне; лиса – в Гессене, Вестфалии, аист – в Тюрингии. И с давних времен существует поверие, если люди увидели маленьких зайчас, то зима однозначно подошла к концу.
Посол из Германии. Und vor dem Ostersonntag kommt der Osterhase. Er versteckt Geschenke im Haus, im Garten, in den Osternestern und die Kinder suchen sie.
Ведущий. Перед Пасхой приходит пасхальный заяц. Он прячет подарки в доме, в саду, в пасхальных гнездах. Если на Рождество делают подарки всем и взаимно, то на Пасху подарки получают главным образом дети.
Посол из Германии
Sagt, bitte! Wer ist das?
Rote Augen, kleiner Mund,
Runder Kopf – das ist kein Hund.
Lange Ohren, eine Nase,
Kurzer Schwanz. Hier ist ein Hase.
Ведущий. Приближается весна. А где же наш зайчик?
(Разыгрывается сценка. На сцене появляется зайчик. Он сидит на пеньке, а рядом пустые баночки из-под краски. Вокруг него цветы, деревья, солнышко, чирикают птички. Зайчик очень расстроен)
Заяц: Праздник пасха приближается, дети ждут подарков, а у меня краска закончилась.
(Зайчик достает из корзины пустую коробочку из-под красок, садится на пенек и плачет. Неожиданно раздается звон колокольчика и на «полянке» появляются цветы: колокольчик, мак и калужница.)
Колокольчик: Что случилось зайка? Почему ты такой грустный?
Заяц: У меня нет красок!
Колокольчик: Каких цветов?
Заяц: Для моих пасхальных яиц нужен голубой цвет как цвет твоего бутона!
Колокольчик: «Стряхни росу с моих лепестков и получишь голубую краску».
(Зайчик «стряхивает росу» с лепестков колокольчика и «собирает» в баночку.)
Заяц: Спасибо тебе, колокольчик! Но откуда я возьму теперь красный цвет?
Мак: Давай, Давай! Иди ко мне! Пожалуйста, стряхни мою росу!
(Зайка «собирает» красную красочку и благодарит мак за помощь).
Заяц: Спасибо!
Мак: Пожалуйста!
(Зайчик берет кисточку и красит яичко в красный цвет. Он очень доволен своей работой.)
(Уже повеселевший, он осматривает «полянку» и замечает калужницу.)
Заяц: O! А это кто? Доброе Утро!
Калужница: Доброе Утро!
Заяц: Мне нужен желтый цвет для пасхальных яиц, можно взять твоей росы?
Калужница: Да! Конечно! Пожалуйста!
Заяц: Спасибо! Спасибо, люблю цветы! (Заглядывает в корзиночку и восхищается.) О! Какие уже мои пасхальные яйца красивые, ну, теперь я должен спешить. Дети ждут моих подарков.
(Раздается стук в дверь. Ведущая идет ее открывать. Входит Пасхальный Зайчик с корзинкой.)
Заяц: Доброе Утро, Дети! Дорогие дети, родители и все гости! Я хочу всех вас с праздником Пасхи!
Дети поют песню и дарят свои поделки родителям и гостям.
Христос Восрес!