Приложение МААМ

Интеграция образовательных областей в процессе развития дошкольников

Алёна Ивановна Гаврилова
Интеграция образовательных областей в процессе развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В данной статье интегративный подход используется для рассмотрения практических вопросов, связанных с организацией образовательного процесса. В ней представлены характеристики самого понятия, рассмотрены области образования, в которых учитываются ФГОС, выделены принципы организационной деятельности в детских садах и подведены итоги педагогического процесса при соблюдении принципов интеграции. Ключевые слова: ФГОС, дошкольное образование, деятельность, образовательная область, принцип интеграции. Сегодня перед дошкольными учреждениями ставится задача на разработки комплексных занятий через интеграцию учебных дисциплин, а обеспечение целостного, интегрированного процесса, в котором взрослые и дети взаимодействуют по определенным темам в течение дня. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. Интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей общей картины мира, поскольку дает им возможность реализовать свои творческие способности, развивает умение общаться и свободно делиться своими эмоциями. С введением новых федеральных государственных стандартов дошкольного образования педагогам стало важно пересмотреть содержание и формы работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач:

Темочки:

сохранение здоровья ребёнка;

развитие базовых качеств личности;

построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Интеграция- это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках конкретной образовательной системы с целью формирования целостного мировоззрения, ориентированного на развитие личности ребенка и его личностного становления.

Интегрированное занятие- это специально организованные занятия, цель которых может быть достигнута только при объединении знаний из разных учебных дисциплин.

Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований к дошкольному образованию: образование должно быть мало комплектным, но емким.

Интеграция содержания дошкольного образования понимается как процесс связи, взаимопроникновения и взаимодействия между отдельными образовательными областями, гарантирующий целостность образовательного процесса.

Актуальность интегрированного подхода объясняется несколькими причинами:

1.

Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира и дает им возможность реализовать свои творческие способности

2.

В ходе интегрированной образовательной деятельности раскрывается собственный потенциал учеников. Развитие активного осознания окружающей действительности, понимания и выявления причинно- следственных связей, развитие логических, мыслительных и коммуникативных навыков.

3.

Использование различных видов деятельности во время уроков позволяет поддерживать внимание учащихся на высоком уровне.

4.

Суть интегрированного подхода заключается в том, чтобы объединить знания из разных дисциплин на равных, дополняя друг друга.

5.

Интеграция предоставляет возможности для самореализации, самовыражения, творчества педагога и раскрытия его способностей.

Интегрированная и организованная образовательная деятельность, максимально соответствующая физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного

возраста, отвечает за реализацию познавательных процессов и развитие личности и имеет множество важных преимуществ:

1.

Рассмотрение предмета или явления с разных сторон: теоретической, практической и прикладной, что очень важно для формирования научного представления о мире дошкольника и развития его интеллектуальных способностей.

2.

Способствует развитию у детей дошкольного возраста эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти и навыков мышления (логического, художественно- образного и творческого).

3.

Используйте большие информационные емкости, которые позволяют каждому ребенку активно участвовать в работе и способствуют его творческому развитию.

4.

Повышение мотивации и познавательного интереса детей дошкольного возраста.

5.

Переключение на разные виды и компоненты поможет снять напряжение, перегрузку и усталость у детей и создать условия, поддерживающие их спонтанность в различных областях деятельности.

Суть интегрированного подхода к образовательной деятельности заключается в том, чтобы разные области знаний сочетались на равных и дополняли друг друга. В этом случае при проведении образовательной деятельности педагоги решают задачи из разных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

При планировании и проведении образовательной деятельности с детьми, использую такие методы как:

сюрпризный, игровой моменты;

рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;

сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ;

разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах. Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции.

В результате процесс обучения превращается в систему, объединяющую знания в единое целое, на основе которого у детей формируется целостное восприятие мира. Благодаря интеграции дошкольники могут перейти от локального взгляда на разнообразные физические явления к их взаимосвязанному комплексному исследованию. Дошкольные образовательные учреждения используют принцип интеграции, который варьируется в зависимости от возраста детей, чтобы продемонстрировать многообразие мира путем привлечения научных знаний, культурного наследия, литературных и художественных шедевров. Более того, объединение образовательных областей дает детям возможность развивать в себе способность к самоорганизации полученных знаний и вырабатывать особый подход к решению проблем.

Идея интеграции является новаторской и требует дошкольных учреждений полной перестройки образовательной деятельности в детском саду.

Образовательная деятельность детского сада организована по 5 направлениям благодаря реализации ФГОС:

• «Познавательное развитие»;

• «Социально – коммуникативное развитие»;

• «Художественно – эстетическое развитие»;

• «Речевое развитие»;

• «Физическое развитие».

Ее основной интегрированный подход к образовательной деятельности заключается в том, чтобы в равной степени объединять знания в разных областях, но в тоже время каждая область дополняет другую. Организуя образовательную деятельность, педагог решает сразу несколько задач из разных областей программы. В тоже время дети осваивают содержание с помощью основных видов детской деятельности. В пересчете на федеральный государственный бюджет их 9:

1. Познавательно – исследовательская

2. Игровая

3. Двигательная

4. Коммуникативная

5. Музыкальная

6. Изобразительная

7. Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность

8. Конструирование, ручной труд

9. Восприятие художественной литературы. Реализация интегрированного процесса в ДОУ предполагает интеграцию даже в выборе темы занятия или мероприятия. Приведем пример. Так, если темой недели объявлена «Осень», то работа по образовательным областям может быть следующей:

• Социально – коммуникативное развитие: дидактические игры «Вежливые слова», «Хорошо или плохо», «Каждой вещи свое место» и т. д.

• Познавательное развитие: беседы о зиме, наблюдение на прогулке за деревьями, листвой, небом;

• Речевое развитие: составление рассказов о зиме, разучивание стихов;

• Художественно – эстетическое развитие: рассматривание репродукций картин известных художников, прослушивание произведений (Шаламыгиной И. М. «Зимушка –Зима, Зима снежная была», П. И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»;);

• Физическое развитие: подвижные игры «Ловишки», «Цветные автомобили», «Мы веселые ребята», «Кто скорее добежит до флажка» итд. Реализация интегрированного подхода в этом виде деятельности имеет свои плюсы:

• повышается мотивация детей к обучению;

• у детей формируется познавательный интерес к восприятию целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• развиваются все компоненты речи;

• у детей формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

• включают способы снятия перенапряжения, исключают перегрузку;

• расширяется представление о понятиях, закономерностях;

• как итог, формируется разносторонне, гармонически и интеллектуально развитая личность.

Таким образом, интеграцию в дошкольном образовании следует отнести к одному из основных принципов построения образовательных программ, чтобы они соответствовали физиологическим и психологическим особенностям развития дошкольников и давали безусловный положительный эффект на их развитие. Рассмотрим функции образовательных программ в образовательном процессе организации с учетом методологии нового стандарта и принципа интеграции их содержания.

Федеральный государственный образовательный стандарт призван создать наиболее благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста в современное время и обеспечить их право на доступное образование.

Интегрированная технология организованной учебной деятельности может быть разной, но в любом случае необходимо продемонстрировать творческую активность педагога. Это одно из важных условий развития способностей ребенка.

Список литературы:

1.

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / Под ред. О. В. Дыбиной. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 80 с.

2.

Панфилова А. П. П167 Инновационные педагогические технологии : Активное. обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

3.

Скоролупова О. П. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. № 7.

4.

Трубайчук, Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса [Текст] / Л. В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 3-9.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей «Праздник косичек» «Праздник косичек». ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Интеграция образовательных областей на тему: «Путешествие к звёздам» подготовительная группа Цель: Обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы, представления их о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

Конспект занятия с интеграцией образовательных областей на тему: «Матрёшки»Конспект занятия с интеграцией образовательных областей на тему: «Матрёшки» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей на тему: «Матрёшки» Мищенко. Ю. В. Цель: знакомство с народной игрушкой «Матрешкой».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей в процессе развития дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 21:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция образовательных областей в процессе развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Ивановна Гаврилова (УИ 3028737) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД