Лариса Прокопенко
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: инструктор по физической культуре Прокопенко Л. А. [/h3]
МБДОУ Д/С № 64 г. Таганрог
Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно – профилактической работы ДОУ. Исследуя физическое состояние детей с нарушением речи, у них отмечаются выраженные изменения основных показателей психофизического развития :
Публикация «Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания» размещена в разделах
- гипер- или гиподинамия;
- напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- нарушение координации и регуляции движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств : силы, ловкости, скорости.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в физическом развитии.
Малоподвижный образ жизни детей приводит к слабой двигательной активности. Большую часть времени они проводят в одном и том же положении (у телевизора, за столом, у компьютера и т. д., что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой проблемы в опорно-двигательном аппарате. Таким образом, дети, имеющие речевые нарушения в наибольшей степени подвержены к серьезным нарушениям осанки.
Основываясь на том, что речь неотделимо связана с движениями, профилактика опорно-двигательного аппарата имеет большое значение для успешной коррекции речевых нарушений. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где имеется возможность интегрировать двигательную и речевую деятельность детей, обеспечить своевременность и регулярность профилактических мероприятий. Эффективную помощь в этом вопросе нам оказала педагогическая технология - логоритмика. Логоритмические занятия в нашем дошкольном образовательном учреждении проводят специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, но наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Интегрированный характер профилактической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психофизических нарушений в динамике развития ребенка.
В опыте своей работы логоритмику как педагогическую технологию, мы используем и вариативно во все режимные моменты как здоровьесберегающую технологию:
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, поговорок, на занятиях по адаптивной физической культуре.
3. Логоритмические паузы (физкультминутки) и динамические паузы необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждения психического утомления, содержанием которых являются несложные упражнения коррекционной направленности, упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста);
4. Гимнастика после дневного сна – сюда включены коррекционные и профилактические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по «Тропе здоровья».
5. Физкультурные тематические занятия с использованием речевого материала.
6. Подвижные игры - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, морально - волевых качеств. В играх дети очень хорошо осваивают и развивают свою речь.
7. Досуги с элементами логоритмики.
Интегрированные занятия показали, что сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребё нка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения.
В начале учебного года инструктор по физической культуре знакомится с диагнозами детей (их речевой характеристикой). Выявив уровень психоречевого развития детей, определяет цели, задачи формирования речедвигательных навыков. Затем, составляются планы коррекционной работы. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре является : развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с нарушениями речи.
Интегрированные занятия предоставляют возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Строятся такие занятия на основе игрового метода, поскольку основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки с речевым сопровождением, считалки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать недостатки в нарушение речи и осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Выполнение движений сопровождается использованием речевых материалов. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных, в оздоровительно - развивающих играх и общеразвивающих упражнениях.
Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специально организованные формы двигательной деятельности. Это:
Подвижные игры - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, морально- волевых качеств. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. В играх дети очень хорошо осваивают и развивают свою речь.
Оздоровительно-развивающие игры : позволяют решать двигательные задачи, координацию речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.
Общеразвивающие упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивают координацию движений общей моторики и двигательную память, формируют правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Точное динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной. Для успешной коррекции речевых нарушений необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.
Для этого подбираются различные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера, речевые задания, упражнения на координацию речи с движением, специальные упражнения, к которым относятся элементы пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Пальчиковая гимнастика: тренирует пальцы и кисти рук, развитие “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Подбирается с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.
Артикуляционная гимнастика: проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.
Дыхательная гимнастика: способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развивает продолжительность выдоха, его силу и плавность.
Детям с речевыми расстройствами особенно эффективно сочетать дыхательную и речевую гимнастику и упражнения с мячами. По своим свойствам мяч многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Мяч имеет определённые свойства – размер, цвет, запах, особую упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений.
Систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки. Включая в фитбол- гимнастику упражнения с элементами логоритмики, развивается как общая моторика детей, их физические качества, так и развивается речь и словарный запас детей. Каждое упражнение имеет название, сопроводительный текст в стихотворной форме, терапевтический эффект. Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение и позволяет добиться правильного его выполнения. Поэтому для детей логопедических групп активно используются упражнения на фитболах с речевым сопровождением. Упражнения с элементами логоритмики я провожу в основной части физкультурного занятия по фитбол - гимнастике.
Игропластика: помогает закрепить лексико-грамматические категории, дарит радостное настроение, свободу выражать свои эмоции. Выполняется в сюжетно-игровой форме с использованием имитации животных, растений и т. д.
Занятия с игровым парашютом учат согласованности действий, и умению чувствовать движения остальных игроков, развивают внимание, воображение, координацию, так же укрепляют мышцы плеч, предплечий и кисти рук. А также парашют можно декорировать различными предметами (кленовые листья, снежинки, фрукты, овощи, цифры, буквы, геометрические фигуры) соответствующие теме занятия с элементами логоритмики.
Релаксация - особые упражнения на расслабление мышц рук, ног, туловища, успокаивающие детей и снимающие мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.
Все выше перечисленные виды деятельности активно используются инструктором по физической культуре на занятиях по ФК и АФК. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоение упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Залогом успеха являются: систематичность, планомерность, согласованность. Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре со специалистами ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья специалистами ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно - развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребёнка.
В заключении хотелось бы отметить, что речь и движения очень тесно связаны, и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление. Применяемые средства физического воспитания и организация двигательного режима, использование логоритмической технологии показали не только эффективность развития и коррекции речи, профилактики опорно-двигательного аппарата, но и повысили уровень двигательной и речевой подготовленности детей.