Светлана Огородникова
Информационный лист для родителей «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребенка к школе определяется его психическим и физическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т. е. имеет значение весь комплекс факторов.
Школьная зрелость
– это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Для чего нужно знать, готов ли ребенок к школе?
Публикация «Информационный лист для родителей „Готовность к школе“» размещена в разделах
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит адаптация, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья, и прежде всего, психоневрологической сферы.
Известно, что рост, совершенствование органов и систем продолжается и в школьном, и в подростковом возрасте. Но тот уровень развития, который имеет ребенок 6-7 лет, должен обеспечивать ему возможность обучения в школе.
Приведем конкретные показатели физического развития
возраст пол Рост (см) Вес (кг)
6 лет м 112 - 121 19,3 - 24,5
6 лет д 111 - 122 19,8 – 24,4
7 лет м 118 - 128 22,4 - 28
7 лет д 117 - 127 21,2 – 27,8
Особое значение при оценке степени зрелости у дошкольника имеет определение зубного возраста. В норме к 6 годам должно прорезаться 2 – 6 постоянных зубов, к 7 годам – 5 – 10.
В 6 – 7 лет идет интенсивное развитие опорно – двигательного аппарата. В этом возрасте каждая из 206 костей скелета изменяются по форме, размерам и строению. Не закончены окостенение и формирование костей грудной клетки, позвоночный столб чувствителен к деформирующим воздействиям. Мелкие мышцы развиты слабо. Становится ясно, почему детям трудно удерживать статическую позу и выполнять мелкие, точные движения. Продолжается совершенствование сердечно – сосудистой системы, дыхательной, эндокринной, нервной.
В период 6 – 7 лет организм становится более уязвимым, остро реагирует на неблагоприятные влияния внешней среды. И задача взрослых накануне школы укрепить физическое развитие детей путем активных занятий физкультурой и закаливанием. Медики рекомендуют заняться лечением хронических заболеваний, обязательно проверить осанку и зрение.
К 6 -7 годам средняя масса головного мозга незначительно отличается от массы мозга подростка. Развитие умственных способностей человека на 50% происходит в течение первых 4 лет, на 30% - между 4 и 8 годами, а на 20% между 8 и 17 годами.
В этом возрасте уже возможно устойчивое внимание, однако по объему и уровню внимания и способности к его распределению первоклассники ненамного отличаются от шестилеток. Для них характерна высокая отвлекаемость.
Память ребенка непроизвольна: он хорошо запоминает происходящие с ним события, особенно имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, легко запоминает сведения, факты, стихи.
Характер мышления преобладает наглядно – образный, т. е. при анализе событий или явлений дети опираются на реальные предметы, на свой личный опыт, а выводы делают по одному или нескольким внешним признакам. Дети не могут оценивать, но могут сравнивать; не умеют классифицировать, но умеют выделять общее и различное, правда, по одному более яркому признаку. В рассуждениях детей есть своя логика, но им мешает ограниченность опыта и знаний.
Однако, готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта, не столько объемом знаний, которые имеет ребенок, сколько их качеством, степенью осознанности, четкостью представлений. У ребенка – дошкольника необходимо развивать способность слушать, понимать смысл сказанного и прочитанного, умение пересказывать, сопоставлять.
Очень важна психологическая готовность к обучению.
В дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра. В школе же на первый план выходит учебная деятельность, и ребенок должен подчиниться ее требованиям, стремиться к ней и быть готовым к оценке этой деятельности со стороны взрослого и сверстников. Дети должны уметь работать коллективно и самостоятельно в заданном темпе, выполнять поставленную задачу, не отвлекаться. И самое главное – дети должны хотеть учиться!