Наталья Мартыненко
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть II
▼ Скачать
Ребенок «Котик», поступил в группу в июле 2012 года в возрасте 1года 9 месяцев. Мальчик один в семье, семья полная (родители с высшим образованием, вместе с родителями проживают бабушка и дедушка, которые излишне опекают малыша. Адаптация средней степени тяжести. Настроение улучшилось лишь к началу второго месяца. Ребенок хорошо развит для своего возраста. Как показала диагностика, соответствует возрасту познавательная сфера мальчика: развиты конструкторские навыки, он ориентировался в пространстве и в окружающем мире, имел элементарные математические представления. Ребенок очень музыкален (любил петь и танцевать). В силу своей чрезмерной двигательной активности, мальчик совсем неусидчив, знал сказки, но слушать вместе с детьми не мог, не умел играть в спокойные игры. Ребенок находился в постоянном движении, поэтому ему огромное удовольствие доставляли любые подвижные игры, правила которых он схватывал буквально «на лету». Долго находиться без движения мальчик просто не мог. Старался все сделать очень быстро, хотя просьба быстро собрать игрушки вызывала протест (всегда убирала бабушка). У малыша частично отсутствовали КГН и самообслуживание (не садился на горшок, не раздевался, не убирал вещи, сосал соску, не вытирал ручки после мытья, хотя умел их мыть сам). Несмотря на излишнюю неконтролируемую двигательную активность «Котик» любил рисовать и лепить, хорошо развита мелкая мускулатура рук. Имел развитую по возрасту речь, в которой лишь не развиты грамматический строй речи и ЗКР, мог составить даже рассказ о том, что видел, используя в речи много эмоций. Играя с детьми в с/р игры мог обидеть сверстника, потому что не умел играть вместе. Хорошо физически развитый, ребенок не умел ползать, боялся ограниченного пространства (узкие дорожки, приседать, прыгать (на месте, с продвижением вперед, через препятствие).
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ), Часть II» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проведя диагностику, для коррекции отсутствующих умений и навыков, мною был разработан ИОМ для мальчика «Котик», в котором ведущее место отводилось работе по сдерживанию чрезмерной двигательной активности. Все мероприятия были направлены на привлечение малыша к спокойной деятельности.
1. Направление «Физическое развитие» :
-развивать координацию движений: учить перешагивать через препятствия (п/и «Через ручеек», «По кочкам», «По узкой дорожке» и др.)
- упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности (плоская и наклонная доска).
-развивать КГН (приучить к горшку, отучить от соски, научить частично одеваться при небольшой помощи взрослого, приучить убирать свои вещи и игрушки после игры на место).
-упражнять в медленной ходьбе («Поезд», «Кто тише» и др.).
-учить играть вместе с детьми используя игры с телесным контактом («Пузырь», «Поезд», «Карусель», «Каравай» и др.).
2. Направление «Познавательно – речевое развитие» :
-учить обследовать предметы, развивать мышление (д/и «Кого не стало?», «Чудесный мешочек» и др.);
-развивать грамматический строй речи (д/и «Где находится?», «Кто, где живет?» и др.);
- развивать ЗКР (д/и «Кто как кричит?», пальчиковые игры («Комарик» и др.);
- продолжать развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;
- закреплять навык построения предложений из 3-4 слов.
3. Направление «Социально - личностное развитие» :
- устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации;
- намеренно создавать ситуации, требующие взаимопомощи;
- развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений;
- развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения;
- развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик («Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»);
-привлекать к уборке игрушек и к посильному труду на участке («Помоги другу» и др.)
-привлекать к играм с театрализацией.
В результате реализации ИОМ на конец года у ребенка «Котик» была намечена положительная динамика. Конечно, мальчик не стал спокойным, но он стал более покладистым, усидчивым, в сюжетных играх ему не было равных (всегда придумывал что-нибудь, не уходил домой, пока не убирал игрушки, развитие речи подтянулось к возрастной норме.
Ребенок «Ежик», поступил в группу в июле 2012 года, в возрасте 1г. 6м. Семья полная, ребенок один в семье (поздний, до поступления в ДОУ воспитывался отцом. В семье преобладает диктат отца, что не мешает чрезмерно опекать малыша (удовлетворение всех потребностей и желаний ребенка с полуслова, ограждение от трудностей, усилий (все сделает папа или мама (с папиного согласия). Малыша все время носят на руках, хотя он довольно рослый для своего возраста. Адаптация проходила очень тяжело, нескончаемым протестам и истерикам не было конца не только в ДОУ, но и дома. Малыш протестовал по любому поводу. Очень медленно, шаг за шагом восстановилось эмоциональное состояние лишь после второго месяца. Ребенок отказывался от общения и со взрослыми, и с детьми, забивался в укромное место, что немного его успокаивало. Диагностику удалось провести лишь, когда восстановились доверительные отношения со взрослым. Проведенное диагностирование выявило: ребенок равнодушный, пассивный; отсутствие у ребенка полностью навыков самообслуживания, (все делали родители); КГН (мальчик умел лишь пить из кружки и садился на горшок); двигательная активность нулевая (не принимает участия ни в каких играх и другой деятельности); полностью отсутствовала координация движений (не умел подниматься и спускаться по лестнице, ходить по ограниченной поверхности, не умел бегать (заплетаются ножки, прыгать, держать мяч и бросать его. Всегда старался держаться в стороне, не принимал участия ни в каких совместных с детьми играх. Единственное, что привлекало «Ежика», это художественная литература и конструктор. Плохо развиты у ребенка речевые навыки.
Проведенное обследование позволило составить ИОМ «Ежика», в котором главная составляющая моей работы с ребенком, прежде всего, была направлена на изменение отношения родителей к своему ребенку : предоставлять больше самостоятельности, избегать чрезмерной опеки, не носить на руках. Для этого мною были проведены многочисленные беседы и консультации («Я могу!», «Пассивный малыш, кто виноват?», «Особенности физического развития ребенка раннего возраста», «Диктат в семье» и др.
Чтобы вовлечь малыша в жизнь группы мне предстояло вначале научить его общаться с детьми и взрослыми, и, уже формируя потребность в общении, развить несформированные умения и навыки.
1. Направление «Социально – личностное развитие» :
-вовлекать в игровую деятельность, особо уделив роль мотивации (сюрпризные моменты, игровые ситуации, предложения взаимопомощи);
- побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений (с/р игры «Помоги маме», «Поиграй со мной» и др.);
-учить играть вместе с детьми;
-привлекать к помощи взрослому, используя д/и «Поручение»;
-привлекать к уборке игрушек и к посильному труду на участке («Помоги другу» и др.).
2. Направление «Физическое развитие».
- вызвать интерес к занятиям и играм, через игры – забавы, сюрпризные моменты;
-развивать координацию движений: учить перешагивать через препятствия (п/и «Через ручеек», «По кочкам» и др.)
- упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности (плоская и наклонная доска);
-упражнять в ходьбе по лестнице при выходе и возвращении с прогулки;
-упражнять во всех видах прыжков, путем участия в подвижных играх и в индивидуальной работе (п/и «Мой веселый звонкий мяч», «Перепрыгни через ручеек» и др., ОВД);
-развивать КГН (учить кушать ложкой, научить при помощи взрослого последовательно раздеваться и одеваться, приучить убирать свои вещи);
-упражнять в ползании и лазании (п/и «Ласковая кошечка», «Проползи в воротики» и др.);
-упражнять в ходьбе и беге, стараясь использовать игры с телесным контактом (п/и «Паровозик», «Каравай», «Солнышко и дождик» и др.);
-учить играм с мячом («Брось, поймай», «Передай другому» и др.).
3. Направление «Познавательно - речевое развитие» :
-развивать все виды речи, особо уделив внимание развитию мелкой моторики рук через пальчиковые игры («Наталочки», «Паучок», «Жучок» и др.) и сенсомоторное развитие (настольные игры («Мозаики», «Бусы» и др., вкладыши, шнуровки);
- развивать ЗКР (д/и «Где находится?», д/и «Кто как кричит?» и др.
- формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий;
-развивать связную речь при рассматривании картинок, иллюстраций, заучиванию стихотворений, участию в словесных играх «Как зовут?», «Расскажи, что ты видел», и др.
-формировать сведения об окружающем, развивать мышление (д/и «Чей малыш?», «Кого не стало?», «д/и «Большой - маленький», «Подбери крышу к домику» и др.).
В итоге проведенной мной работы «Ежик» к концу учебного года стал более общительным, с удовольствием принимал участие в играх, хотя продолжал избегать игр с бегом, развились речевые навыки, научился составлять простые и сложные предложения, полюбил настольные игры. В целом реализация ИОМ дала положительные результаты.