Елена Р
Индивидуальная воспитательная программа «Твой профессиональный выбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная воспитательная программа
«Твой профессиональный выбор»
Для воспитанников 17 лет
Срок реализации 2 месяца
Составитель: Рявкина Е. Л., воспитатель
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ст. 2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, и государства. Согласно п. 6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Воспитанники нуждаются в поддержке со стороны взрослых, психолого – педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и его готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача школы на сегодняшний день – подготовить выпускника к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у учащихся социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.
В ГБОУ «Курганский областной лицей-интернат для одарённых детей» обучаются и воспитываются подростки 10-11 классов, которые уже определились с профильным образованием. Составлена и успешно реализуется общая Программа по профессиональному самоопределению воспитанников. Социальным педагогом ведется спецкурс «Моя профессиональная карьера», педагогом – психологом разработан Дневник развития воспитанника, два раза в год проводится диагностика по модифицированному опроснику Е. А. Климова «ДДО», тест Айзенка «Определение типов темперамента», тестирование по методике Д. Голланда «Классификация и стратегия выбора профессии», «Мотивация успеха и боязнь неудач» опросник Реана, ежемесячно проходят дни профессий с приглашением представителей ВУЗов Уральского Федерального округа, встречи с представителями востребованных профессий, экскурсии на предприятия, в учреждения, Центр занятости и др. Воспитанники посещают элективные курсы, дополнительные занятия при КГУ и КГСХА, посещают кружки и секции по интересам, на союзных часах воспитатели дают практические рекомендации по профессиональному самоопределению. Но, как показывают результаты тестирования, (повторные) две воспитанницы биолого – химического профиля не определились с выбором профессии, хотя обе воспитанницы успешны в учебе (претендуют на медали, призеры и победители олимпиад по биологии, участницы 4 олимпиад Всероссийской олимпиады школьников (региональный этап) – по химии и биологии, Всесибирской олимпиады – по химии и биологии. Обе воспитанницы участвовали в научно – практических конференциях в г. Кургане, г. Екатеринбурге, г. Пермь по биологии.
Исходя из этих противоречий, я увидела необходимость разработать индивидуальную программу педагогического содействия в подготовке данных воспитанниц к профессиональному самоопределению.
Программа ориентирована на воспитанниц 17 лет, обучающихся в лицее-интернате Иванову М. и Петрову А. на 2 месяца. (до выпуска из лицея).
Цель и задачи
Цель для воспитанников: выбрать профессию с учетом интересов, склонностей, способностей.
Цель для воспитателя: содействовать выбору профессии воспитанниками с учетом их желания, возможностей и конъюнктуры рынка труда в стране.
Задачи для воспитанниц:
1. Сделать самоанализ своих интересов, способностей, склонностей.
2. Культивировать те качества, которые необходимы представителю выбранной профессии для успешной самореализации.
3. Определиться с выбором учебного заведения и специализацией.
Задачи для воспитателя:
1. Создать условия для углубленного изучения и понимания своих индивидуальных способностей, склонностей, умений;
2. Сформировать психологическую установку на самореализацию у данных воспитанниц.
3. Обеспечить консультирование воспитанниц и их родителей.
1. Сформированность мотивационной готовности (знаний и практических умений) к осознанному выбору профессии медицинского работника на основе самоанализа -знания о профессии медицинского работника, востребованность данной профессии в области;
-знания о своих личностных качествах, которые необходимы для профессии медицинского работника;
-знания о вариативных путях профессионального самоопределения;
-знания об учебных заведениях по медицинскому профилю Входная, выходная диагностика: тесты, анкеты, СМИ, интернет
2. Сформированность практической готовности к выбору профессии по медицинскому профилю
-умение соотнести свои личностные качества (интересы, склонности, способности) с профессиями медицинского профиля;
-наличие личного плана «Лестница успеха»;
-презентация «Древо: моя семья в профессии»;
-защита проекта «Профессия медицинского работника»
Наблюдение,
Беседы,
Анкетирование,
Тестирование,
Разговор по душам,
Презентация «Профессии моей семьи»;
Составление личного профессионального плана.
Консультирование.
Содержание программы
Программа включает в себя 1 блок «Самопознание».
Содержание работы в блоке представляет собой систему диагностических и практических занятий, раскрывающих внутренние возможности воспитанниц и развивающих личностные качества успешного человека.
Главная задача данного блока — помочь воспитанницам создать образ своего “я”, сформировать представление о своей личности и оценить свои возможности. Этот блок заданий включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, нацеленные на раскрытие внутренних возможностей и развитие умений объективно и критически оценивать себя, анализировать свои способности, достоинства и недостатки, если они будут выявлены. А также саморазвитие личностных качеств, осознание своих интересов, способностей, склонностей связанных с выбором профессии медицинского профиля. Содержатся советы по самоактуализации, самореализации, саморегуляции, самопрезентации, самооцениванию, самоопределению.
Формы и методы:
Наблюдение;
Беседа;
Анкетирование;
Тестирование;
Тренинг «Лестница успеха»;
Презентация «Мои мечты»;
Разговор по душам;
Презентация «Профессии моей семьи»;
Составление личного профессионального плана.
Консультирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Знание своего «Я» - анкета (приложение №1)
2. Качества личности и их показатели-анкета (приложение №2)
3. Анкета выбора профессии медицинской направленности (приложение №3)
4. Реализация проекта «Профессия»
5. Изучение взаимосвязи выбора профессии воспитанницами и их родственниками «Моя семья»
6. Презентация «Моя семья в профессии»
7. Составление личного плана «Лестница Успеха», презентация «Мои мечты»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондарев, В. П. Успешный выбор профессии/ В. П. Бондарев, С. О. Кропивянская – М. : ВАКО, 2015. – 144 с.
2. Максимов, В. Г. Профессиональная ориентация школьников [Текст]. – М. : Просвещение, 2006.- 316 c.
3. Прощицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии [Текст]. Учебное пособие для 8 – 11-х классов образовательных учреждений. - М., 2010. – 83 c.
4. Селевко, Г. К. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы) [Текст]: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М. : Вако, 2006. – 240 с.
5. Селевко, Г. К. Найди свой путь/ Г. К. Селевко, Ю. О. Соловьева. - М. :ИМЦ Арсенал образования, 2008.- 176 с.
6. Соловьева, О. Ю. Найди свой путь/ О. Ю. Соловьева. – М., 2007. 136 с.
7. Соловьева, О. Ю. Сборник социально – педагогических ситуаций – проб/
8. О. Ю. Соловьева, О. Г. Левина. – М., 2009 – 47 с.
9. Твоя профессиональная карьера [Текст]: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко и др. ; под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М. : Просвещение, 2003. – 87 с.
10. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст].- М. : Владос - пресс, 2001. – С. 43-48.