Елена Локтюхова
Индивидуальная работа с детьми в средней возрастной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 82 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект средней группы №9
«Индивидуальная работа с детьми в средней возрастной группе ГБДОУ»
Подготовили: воспитатели Локтюхова Е. И., Трошина Н. А.
ГБДОУ детский сад №82 Выборгского р-на
Санкт-Петербург
Введение:
Публикация «Индивидуальная работа с детьми в средней возрастной группе ДОУ» размещена в разделах
индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.
Цели проекта:
• Осуществление личностно-ориентированного подхода, основанного на уважении к личности ребёнка, признании её уникальности и неповторимости.
• Развитие познавательных интересов и способностей детей.
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанников в период дошкольного детства.
• Введение дополнительных и совершенствование имеющихся индивидуальных занятий педагога с детьми.
Задачи проекта:
• Выявить склонности детей к различным видам деятельности во время проведения индивидуальных занятий.
• Определить перечень (создать картотеку) возможных видов индивидуальной деятельности по областям.
• Создать библиотеку наборов пособий для различных видов деятельности детей в свободные от занятий часы.
• Пополнить ППС группы за счет наборов для индивидуальной деятельности.
• Опробовать возможности внедрения ИКТ технологий (сенсорный экран-планшет) и других устройств, позволяющих заинтересовать ребенка продуктивной деятельностью в игровой форме (пескограф, проектор) во время индивидуальных занятий.
• Вызвать максимальный интерес детей к проведению индивидуальных занятий за счёт разнообразия видов деятельности, индивидуального подхода, новых игр и предметов, проведения выставок результатов данной деятельности и обратной связи родителя.
Ожидаемые результаты проекта:
• Выявление детей с сильной склонностью к различным видам деятельности или с одаренностью в определенных областях для дальнейшей индивидуальной работы.
• Улучшение РППС группы.
• Создание картотеки видов индивидуальной деятельности.
• Создание презентации с фото и видео материалами в качестве пособия для коллег.
• Дети группы мотивированы и активно участвуют в индивидуальной деятельности.
• Родителям даны рекомендации по развитию способностей своих детей в домашних условиях на базе наработок проекта (индивидуальные консультации, консультации на сайте ГБДОУ, консультации в группе в контакте).
Виды индивидуальной деятельности :
индивидуальная работа в средней группе делится на четыре основных вида в зависимости от основных задач:
• коррекционная;
• компенсирующая;
• дополнительная;
• развивающая.
Коррекционную работу в большинстве детсадов ведут с малышами, имеющими определённые нарушения развития, к примеру, осанки, звукопроизношения, поведенческих реакций. Дошкольные учреждения, в которых созданы специальные условия, предоставляют образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВР, обеспечивая наиболее комфортное получение дошкольного образования для такой категории воспитанников.
Компенсирующая работа проводится в группах, реализующих адаптированную образовательную программу дошкольного образования (программу коррекционной направленности). При занятиях компенсирующей направленности осуществляется
квалифицированная коррекция недостатков в психическом развитии и
дошкольное образование воспитанников в соответствии с адаптированной
образовательной программой, а так же с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Дополнительная работа проводится с детьми, которые выказывают яркий и стойкий интерес к определённым видам деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной, исследовательской, познавательной и др.). Её осуществляют путём включения детей в различные кружки по интересам, а также проводят беседы, дидактические игры, занятия по изо деятельности, поощряют дошкольников к самостоятельной деятельности в выбранном направлении.
Развивающая работа : помогать каждому ребенку осваивать возрастные умения и
навыки, а также грамотно и систематически анализировать полученные результаты.
Главное правило проведения индивидуальной работы с детьми : информация должна быть понятной детям, простой и краткой, соответствовать возрасту, а иллюстрации — чёткими, естественными, не пугающими (если динозавр — то без оскаленных зубов, извержение вулкана — без картин разрушения).
Наиболее часто проводится ежедневная индивидуальная работа с детьми группы по всем направлениям развития (образовательным областям, предусмотренным ФГОС:
• социально-коммуникативное;
• познавательное;
• речевое;
• художественно-эстетическое;
• физическое развитие.
Её основные задачи:
• совершенствование знания, умений и навыков детей;
• повышение интереса к совместной образовательной, познавательной деятельности с педагогом;
• раскрытие и реализация способностей, увлечений детей;
• создание наиболее комфортных условий пребывания малышей в детском саду, обеспечение лёгкого «вхождения» в детский коллектив и образовательную деятельность.
Длительность занятия в средней группе
Длиться она может и 3, и 7 минут в зависимости от того, чем увлечены другие дети, сколько их находится в данный момент в группе. Занимаясь даже с одним малышом, педагог должен держать в поле зрения всех детей. Особенно важно это правило в средней группе, когда ребята становятся непоседливыми, стремятся всё исследовать, разузнать, очень подвижны и энергичны.
С кем проводить
Планируют и проводят индивидуальную работу с каждым из детей по очереди, захватывая в течении года всех детей группы. Почему не только с теми, кто проявляет отличные успехи или отстаёт на занятиях?
Разделение воспитанников группы на обычных, одарённых и отстающих некорректно. ФГОС не ставит перед дошкольниками цели, которые они обязаны достигнуть, а лишь даёт целевые ориентиры для планирования и определения направлений работы педагогами. В Федеральном стандарте подчёркивается, что дошкольники не несут ответственности за результат своей деятельности в процессе образования, каждый ребёнок растёт и развивается свободно, естественно в меру своих психических и физических особенностей (гибкость и пластичность развития).
Следует помнить, что все дошкольники — это личности, одарённые тем или иным талантом, который следует обнаружить и оберегать.
Развивающую индивидуальную работу в средней группе проводят вне зависимости от успехов ребёнка, со всеми по очереди. Ведь и у самых бойких, легко справляющихся ребят могут обнаружиться некоторые проблемы (с вниманием, усидчивостью, долговременной памятью, которые требуют заботы педагога.
Кроме того, здесь важен и психологический аспект: дошкольники пятого года очень привязчивы и обидчивы, поскольку не очень хорошо умеют контролировать эмоции. Воспитатель для них обычно значимая личность, дети ищут его внимания, общения. Если педагог будет уделять постоянно больше времени одним и тем же ребятишкам, у остальных возникнет чувство дискомфорта, возможно, и ревности. Но если индивидуальная работа проводится с каждым, недоразумений не возникает, ведь всем по очереди уделяется внимание. Это войдёт в распорядок и станет привычным.
Время проведения
Проводят индивидуальную работу во время прогулки и вечером, после полдника и игр. От времени проведения зависит подбор видов деятельности и образовательной области, в которой она проводится.
Во время прогулки воспитатель может найти время, чтобы провести с одним-двумя детишками небольшое исследование природных материалов, например, песка
Однако вторая половина дня даёт воспитателю больше возможностей для работы с детишками индивидуально. Детей начинают забирать домой, их становится меньше в группе, а тех, кто остался, можно увлечь играми, рисованием, рассматриванием иллюстраций в детских книгах под присмотром няни. Вечерние индивидуальные занятия могут быть чуть длительнее, около 10–12 минут, и брать на них допустимо сложный материал. Однако следует ориентироваться на состояние детей: если заметны признаки утомления, перевозбуждения, то занятие сворачивают.
Методические приёмы, используемые в средней группе ДОУ
Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:
• словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
• наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
• практические (игра, упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).
Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребё нка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.
Подбирая задания для детей, воспитатель должен учитывать их увлечения, а также гендерную принадлежность. Большинству девочек нравятся куклы, зверята, а мальчикам — техника (роботы, транспорт). Но оказывать помощь, отгадывать загадки, искать спрятанные предметы любят все без исключения.
Планирование осуществления проекта по областям развития:
Область развития: художественно-эстетическая
Вид деятельности:
• Обращение с природными материалами.
• Использование нетрадиционных техник рисования.
• Рисование песком с использованием пескографа.
• Рисование на интерактивном планшете.
Период: в течении года
Результат: Рисунки, поделки детей. Выставка в группе, фотографии в контакте. Консультации для родителей. Презентации для коллег. Участие воспитанников в различных конкурсах.
Область развития: речевое развитие
Вид деятельности:
• Мнемотаблицы.
Период: в течении года
Результат: участие воспитанников в конкурсах. Консультации для родителей. Презентации для коллег.
Область развития: физическое развитие
Вид деятельности:
• Разучивание правильного выполнения различных упражнений.
• Развитие силы, ловкости, координации, равновесия, выносливости.
• Активные игры с детьми с физической направленностью (полосы препятствий, мини эстафеты).
Период: в течении года
Результат: Подготовка воспитанников к сдаче нормативов ГТО. Проведение спортивных досугов и совместной деятельности. Консультации для родителей. Презентации для коллег.
Область развития: познавательное развитие
Вид деятельности:
• Развитие математических представлений с использованием интерактивного планшета.
• Экспериментирование.
• Логика и пространственное ориентирование с использованием интерактивного планшета и настольных игр.
Период: в течении года
Результат: пополнение РППС группы. Консультации для родителей. Презентации для коллег.
Область развития: социально-коммуникативное развитие.
Вид деятельности:
• Патриотическое воспитание (петербурговедение, русские народные сказки, спортивно-патриотические мероприятия).
• Профориентационная работа (с использованием ИКТ).
• Основы ОБЖ (с использованием изготовленных пособий и ИКТ).
Период: в течении года
Результат: пополнение РППС группы (картотеки, альбомы, наглядные пособия). Консультации для родителей. Презентации для коллег.