Анна Романенко
Игры-занятия по формированию предложно-падежных грамматических форм в речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-занятия по формированию предложно-падежных грамматических форм в речи детей дошкольного возраста форм.
Именно на игре словом ребенок
учится тонкостям родного языка,
усваивает музыку его и то,
что филологи называют «духом языка».
М. Горький
В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы (проявление недостаточной сформированности грамматического строя, чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого ре-чевого общения, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Публикация «Игры-занятия по формированию предложно-падежных грамматических форм в речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Дети овладевают грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых.
В обучении детей от трех до семи лет широко используются дидактические игры как средство закрепления программного материала.
Дидактическая игра — игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели знания, умение и навыки, их нужно упражнять в этом.
Упражнение как простое многократное повторение не вызывает интереса; дети быстро отвлекаются и утомляются. Упражнение, проводимое в игровой форме, совсем по-другому воспринимается детьми: они без усилий, с интересом и даже с удовольствием повторяют нужные действия и слова.
В дидактической игре педагог должен предусмотреть определенный программный материал, т. е. то, чему дети обучаются.
В дидактической игре нужно сделать предметом внимания и содержания речи детей именно то, что отвечает цели, поставленной педагогом.
Дидактический материал, подобранный для игры, должен быть внешне привлекателен; назначение предметов и смысл вопросов должны быть ясны и понятны детям. Количество предметов (и картинок) для дидактических игр в каждой возрастной группе должно быть достаточным для вовлечения в игру всех детей.
В младшей группе дидактической игре обычно отводится целиком занятие. В начале занятия воспитатель показывает все предметы или картинки, предназначенные для игры, спрашивает о каждом предмете, что это, объясняет игру или дает образец ответа.
В средней или старшей группе дидактическая игра включается отдельным элементом в другое занятие по ознакомлению с окружающим (экскурсию или беседу) и ей отводится пять-десять минут. В этом случае игра служит средством закрепления знаний или умений.
Педагогические требования к применению специальных упражнений:
1) выбор дидактической игры или упражнения обосновывается жизненной необходимостью упражнять детей в том, чем они еще плохо владеют;
2) педагог каждый раз должен ясно видеть дидактическую задачу, т. е. то, чему он намерен учить детей (например, дидактическая игра на усвоение среднего рода имен существительных или на усвоение правильных окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже, дидактическое упражнение на усвоение форм глаголов и т. п.);
3) материал для упражнения следует подбирать так, чтобы представить не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, в которых дети делают ошибки, но и близкие к ним формы и категории, уже усвоенные детьми.
Например, если дети делают ошибки в среднем роде имен существительных, то для дидактической игры нужно подобрать слова не только среднего рода, но и женского и мужского рода, чтобы дети имели возможность сопоставить, сравнить, выделить слова среднего рода из других имен существительных и почувствовать особенности этих слов, дифференцировать слова среднего рода. Это, конечно, делается детьми практически - ребенок называет: голубое платье, но голубая лента или голубой шарф;
4) материал дидактической игры должен быть хорошо знаком детям, слова должны вызывать конкретные, знакомые образы, сама дидактическая игра должна будить мысль, развивать мышление;
5) в дидактических играх желательно использовать наглядный материал: игрушки, картинки и т. п. ;
6) как и всякая дидактическая игра, специальные упражнения на формирование грамматической правильности речи проводятся живо, интересно для детей; игровое начало - залог успешного усвоения.
Дидактическая игра на усвоение среднего рода имен существительных.
«Чудесный мешочек» (для детей 3-4 лет.)
В мешочек кладутся дидактические и другие игрушки, например цветные деревянные кольца, шарики, яйца и мисочки. Воспитательница по одному вызывает детей. Она предлагает вынуть из мешочка игрушку и назвать ее с указанием цвета (можно и размера, если в мешочек положить двух размеров игрушки). Надо иметь в виду, что называть дети должны так: голубое кольцо или голубой шарик. Если же дети скажут: шарик голубого цвета, то упражнение потеряет свой смысл, так как прилагательное «голубой» будет каждый раз согласовано со словом цвет (мужского рода, а нужно, чтобы дети согласовывали прилагательное с названием игрушки.
«Опиши картинку» (для детей 5-6 лет).
Подбираются предметные картинки (цветные) : дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед. Воспитатель раскладывает на столе картинки обратной стороной кверху. Ребенок по вызову подходит к столу, берет картинку и называет:
- Яблоко. - Какое? - Большое, красноватое, спелое.
Затем определяет, к какой категории предметов относится яблоко, т. е. что это: одежда, белье, часть машины (колесо) и т. д. В начале занятия воспитатель дает указания, что должны делать и говорить дети или для образца он сам берет картинку и описывает, называя качества изображенного предмета.
Дидактическая игра на усвоение разных типов окончаний имен существительных множественного числа в винительном падеже. «Угадай, где я был (была)» (для детей 6 лет). Игра проводится тогда, когда у детей накопились сведения о различных представителях животного мира. По вызову воспитателя дети сообщают, кого они видели (кормили, ловили, все угадывают, где это происходило. Например:
Я видел слонов и тигров. - В зоопарке.
Я видела белок и ежей. - В лесу.
Я видел коров и телят. - В колхозе (на ферме).
Я ловил бабочек и стрекоз. - В парке (на лугу, в саду).
Я кормил кур и цыплят. - В колхозе (на птицеферме).
Я видел львов и обезьян. - В зоопарке.
Для детей интерес в этой игре заключается не столько в отгадывании, сколько в загадывании. Воспитатель должен дать понять детям, что называть животных нужно во множественном числе. «В этой игре такое правило: вы должны сказать, что видели много животных, а не одно». В случае необходимости воспитатель исправляет высказывания детей и с точки зрения грамматического строя, и по содержанию.
Что касается другой стороны грамматического строя -
синтаксиса, то дети совершенствуются в построении предложений в ходе обучения рассказыванию, где требуется излагать мысли в развернутой форме. Особенно большое значение имеет пересказ литературных произведений, которые являются образцом правильной в грамматическом отношении речи.
На всех занятиях (не только на занятиях по родному языку) воспитатель должен следить за речью детей и исправлять грамматические ошибки; особенно это относится к занятиям по счету, где требуется точность речи. На этих занятиях детям приходится пересчитывать и отсчитывать предметы и сопровождать словом эти действия. Нужно следить за тем, чтобы дети правильно изменяли числительные, например к пяти камешкам прибавить два и т. д.
Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием речи. В процессе овладения речью у детей вырабатывается определенное чувство языка. Они усваивают грамматические категории русского языка.
На примере одной лексической темы хочу показать, какие игры можно использовать для того, чтобы дети научились понимать предложно - падежные формы; образовывать предложно - падежные формы существительных в единственном и множественном числе, умели ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными, местоимениями, числительными с зависимости от рода, числа и падежа, активно употребляли в речи предложно – падежные формы в словосочетаниях, предложениях различных типов, свободно использовались грамматическими формами при выражении своих мыслей.
Игры по теме «Домашние животные»
Игра «Кормим животных».
Задачи: Закрепление знаний детей о домашних животных (как выглядят, что едят).
Введение в активный словарь детей слов-предметов, обозначающих названия домашних животных в единственном и множественном числе.
Практическое усвоение винительного падежа существительных единственного и множественного числа.
Развивать речевую активность, умение правильно отвечать на поставленный вопрос простым распространенным предложением, предложением с однородными членами.
Формирование слоговой структуры слов.
Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
I вариант игры.
В игре используются картинки: «хозяйка», домашние животные (корова, коровы, собака, собаки, свинья, свиньи, лошадь, лошади, кошка, кошки, коза, козы, овца, овцы, кролик, кролики).
Детям предлагается ответить
- Кого кормит хозяйка?
(Хозяйка кормит корову. Хозяйка кормит коров, козу, овцу. Хозяйка кормит коров. Хозяйка кормит коров, овец, коз, лошадей.)
IIвариант игры.
Задачи: Формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос.
Практическое усвоение дательного падежа существительных единственного и множественного числа.
В игре используются картинки: трава, морковь, капуста, косточка, молоко.
Детям предлагается «покормить» животных.
- Кому ты дал молоко? (- Молоко я дал кошке. Молоко я дал кошкам)
III вариант игры.
Задачи: Формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос.
Практическое усвоение винительного и творительного падежей существительных единственного числа и множественного числа.
Дети «покормили» домашних животных». Предлагаем ответить
-Чем ты покормил собаку, (корову, кролика?
(- Кошку покормил молоком. Кошек кормил молоком. Собаку покормил косточкой. Собак покормил косточками.)
Игра «Пастух».
Задачи: Закрепление знаний детей о домашних животных.
Введение в активный словарь детей слов-предметов, обозначающих названия домашних животных.
Практическое усвоение винительного падежа существительных единственного и множественного числа.
Формирование слоговой структуры слов.
Развитие речевой активности, умение правильно отвечать на поставленный вопрос простым распространенным предложением, предложением с однородными членами.
Воспитание доброжелательного отношения к домашним животным.
I вариант игры.
В игре используются картинки луга, леса, пастуха и животных.
Детям предлагается ответить на вопрос
- Кого пасет пастух? - Кого пасет пастух на лугу? (для подготовительной. группы)
(- Пастух пасет корову. Пастух пасет на лугу корову. Пастух пасет на лугу корову, лошадь, овцу, козу.)
Выставляем еще по одной картинке животных.
(- Пастух пасет коров. Пастух пасет на лугу коров. Пастух пасет на лугу коров, лошадей, коз, овец)
II вариант игры.
Задачи: Формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос.
Практическое усвоение родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
Детям предлагается игровая ситуация : пастух уснул, а животные ушли в лес. (картинку животного прячем за дерево, куст).
- Кого нет на лугу?
(На лугу нет коровы, собаки, лошади….)
III вариант игры.
Задачи: Ввести в активный словарь детей названия частей тела домашних животных (рога, копыта, голова, уши, вымя, грива, бородка, хвост,)
Формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос.
Учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Животные «спрятались» за кусты, деревья, видны лишь голова, хвост, рога…
Предлагаем ответить - «Чей хвост за деревом?»
(За деревом коровий хвост).
IV вариант игры.
Задачи: Ввести в активный словарь детей названия детенышей домашних животных (практическое усвоение творительного падежа).
Практическое усвоение предлога с.
Формировать слоговую структуру слов.
Формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос простым распространенным предложением.
Детям предлагается такой вариант игры :
Пастух пасет домашних животных с детенышами.
( Выставляются картинки: пастух, корова и теленок (коровы и телята).
Детям предлагается ответить.
- Кого пасет пастух? (Пастух пасет корову с теленком. Пастух пасет коров с телятами.)
Игра «Кто кем был» или «Кто кем станет»
Задачи: Ввести в активный словарь детей названия детенышей домашних животных (практическое усвоение творительного падежа).
Формировать слоговую структуру слов.
Формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос простым распространенным предложением.
I вариант игры.
Ребенку предлагается картинка домашнего животного, выкладываются картинки детенышей. Предлагается найти, кем была корова?
(Корова была теленком.)
II вариант игры.
Ребенку предлагается картинка детеныша домашнего животного, выкладываются картинки взрослых животных. Предлагается найти, кем станет теленок?
(Теленок станет коровой.)
Игра «Кто где живет»
Задачи: Закрепление знаний детей о домашних животных.
Введение в активный словарь детей слов-предметов, обозначающих названия жилищ домашних животных.
Практическое усвоение предложного падежа существительных единственного числа.
Практическое усвоение предлога в.
Формирование слоговой структуры слов.
Развивать речевую активность, умение правильно отвечать на поставленный вопрос простым распространенным предложением.
Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным.
Пастух пригнал животных с пастбища. Поможем хозяйке загнать животных в свои жилища. Ребенок раскладывает картинки (собака-будка, конура; лошадь-конюшня, стойло; овца, коза – сарай, хлев; кошка-дом)
Где живет корова? (Корова живет в хлеву.)
Где живет свинья? (Свинья живет в свинарнике.)
Игра «Семья животных»
Задачи: Ввести в активный словарь детей названия членов семей различный домашних животных.
Формирование слоговой структуры слов.
Практическое усвоение винительного падежа существительных.
Развивать речевую активность, умение правильно отвечать на поставленный вопрос простым распространенным предложением.
В игре используются силуэты: женский, мужской, ребенка.
Детям предлагается назвать :
- Кого пасет пастух? (Пастух пасет корову, быка, теленка).
(Свинья, боров, кабан, поросенок; овца, барон, ягненок; конь, лошадь, жеребенок; коза, козел, козленок; пес, собака, щенок;)
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Задачи: Закреплять в активном словаре детей названия частей тела домашних животных (рога, копыта, голова, уши, вымя, грива, бородка, хвост,)
Практическое усвоение родительного, винительного падежей.
Формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос.
Детям предлагаются картинки животных, на которых не дорисованы части тела.
Чего не хватает, растолкуй,
Портреты животных дорисуй.
(У поросенка не хватает пятачка. У лошади не хватает гривы.)
Дети дорисовывают недостающие части тела.
(Я нарисовал гриву. Я нарисовал пятачок).
Игра «Кто кого боится, кто чем защищается?»
Задачи: Закреплять в активном словаре детей названия частей тела домашних животных (рога, копыта, зубы, когти)
Практическое усвоение родительного, творительного падежей.
Формировать умение правильно отвечать на поставленный вопрос.
Создается игровая ситуация: встретились кошка и собака (корова и волк, лошадь и волк, коза и лиса, собака и волк)
- Кто кого испугался? (Кошка испугалась собаки).
- Чем защищается кошка? (Кошка защищается когтями).
Игра «Спор животных»
Задачи: Закреплять знания детей о том, какую пользу приносят домашние животные.
Составление предложений с существительными в родительном падеже с предлогом «у».
Составление предложений существительными множественного числа предложного падежа с предлогом «на».
Воспитатель создает игровую ситуацию, в которой животные спорят между собой.
Корова «говорит» : «Я нужнее хозяину, потому что я ….(дети договаривают).
Лошадь «говорит» нет, я нужнее, потому что я …. (дети договаривают).
Собака «говорит» я важнее всех, потому что … .
Ребенку предложен ряд домашних животных. Он должен выбрать картинки
- У кого молоко? (Молоко у коровы, у козы, у лошади)
- У кого шерсть? (Шерсть у овцы, кролика)
- На ком ездят, возят грузы? (Ездят на лошадях, на собаках, на верблюдах).
(Возят грузы на лошадях, на собаках, на верблюдах).
Играя, ребенок познает мир, удивляясь его полноте и многообразию. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи.