Лучший педагог года

Игры экологические (авторские и модернизированные)

Татьяна Зверева
Игры экологические (авторские и модернизированные)
▼ Скачать + Заказать документы

Эти игры – результат желания сделать процесс экологического образования интересным, привлекательным для детей. С помощью этих игр можно донести до понимания детей процессы взаимосвязей и взаимозависимостей, существующие в природе. Игры – это и метод обследования у детей имеющихся представлений. Наличие в игре ярких динамических моделей, картинок с изображениями животных, игрушек животных позволяет оптимизировать процесс.

Публикация «Игры экологические (авторские и модернизированные)» размещена в разделах

Игры – это и метод обследования у детей имеющихся представлений. Наличие в игре ярких динамических моделей, картинок с изображениями животных, игрушек животных позволяет оптимизировать процесс. Именно наглядность, постановка вопросов поискового и проблемного характеров и игровая задача делают их интересными для детей.

Процесс придумывания и разработки игр не менее интересен. Творите, придумывайте и у вас все получится!

1. ИГРА «ЗАВЕДЕМ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

Цель игры:

Закрепить знания детей об использовании людьми домашних животных в своем хозяйстве.

Формировать представления детей о том, что домашние животные не могут выжить без человека и человек в ответе за тех, кого приручил.

Упражнять детей в назывании домашних животных.

Воспитывать у детей бережное отношение к животным.

Игровая задача:

Завести в своем хозяйстве (назвать) домашнее животное, которое никто из детей еще не «завел в своем хозяйстве».

Игровые действия:

Дети сидят в кругу за столом, сделав на столе из рук «загончики» (Ставят обе ладошки на ребро, кончики пальцев касаются друг друга. Пальцы - воротики открываются, когда у возле них появляется какое-либо животное и следом за ним закрываются).

Педагог предлагает детям «завести» какое-нибудь животное. Для этого его надо только назвать. Как только ребенок назвал животное, педагог спрашивает его о том, для чего он заводит это животное. Уточняет, чем он будет его кормить. Затем выставляет игрушку (или картинку) этого животного у ворот загончика. Ребенок открывает воротики и пускает к себе это животное.

И так педагог предлагает сделать это всем детям по кругу. Если дети повторяются, педагог говорит, что это животное уже живет у Кати.

Если ребенок затрудняется, педагог предлагает ему подумать и опрос идет дальше. После того как круг пройден, педагог возвращается к тем, кто не смог завести себе животное. Он предлагает им завести животное, которое кричит вот так или сообщат о нем такие подробности, по которым ребенок его отгадает.

Если картинки с животными (или их игрушки) еще остались, педагог предлагает желающим завести еще животных. Отдает их тем, кто раньше всех его назовет. Если дети уже затрудняются, педагог загадывает им про этих животных описательные загадки.

Общение:

Кого ты хочешь завести? Зачем тебе это животное? Как ты его будешь кормить? Если вы не хотите держать это животное, можно его выгнать? Как с ним поступить? Что нужно регулярно делать для животных?

Условие:

Никто не должен выкрикивать названия животных без очереди.

2. ИГРА «КТО КАК ЗИМУЕТ В ЛЕСУ»

(игра с динамической моделью)

Цель игры:

Показать детям приспособленность разных диких животных к сезонным изменениям в природе.

Развивать у детей логическое мышление, смекалку, воображение.

Показать детям связи и зависимости, существующие между природными объектами.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, понимание того, что вмешательство человека влечет за собой негативные последствия в природе.

Игровая задача:

Познакомить детей с жизнью некоторых животных зимой.

Предметно-игровая среда:

Динамическое пособие «Кто как зимует?»

Игровые действия:

Педагог предлагает детям «отправиться» в зимний лес и посмотреть, как проводят зиму дикие животные. Педагог обязательно должен побеседовать с детьми о том, могут ли они отправиться в лес по-настоящему, без взрослых и чем это может грозить детям. Он предупреждает, что чтобы увидеть в лесу что-нибудь интересное, нужно вести себя очень тихо.

Дети имитируют одевание, ходьбу в лес. Подходят к динамическому пособию «Кто как зимует в зимнем лесу».

Некоторое время педагог дает время рассмотреть картину зимнего леса, а потом задает вопросы:

-От кого удирает так быстро заяц?

-Почему он в белой шубке, а не в серой?

-Кого ищет лиса?

-Кого выслеживает волк?

-Почему белка в серой, а не в рыжей шубке?

-Почему дятел, сорока и снегирь не улетели в теплые края?

-Давайте тихонько раскопаем сугроб и посмотрим, кто под ним спит?

-Почему медведь лег спать на всю зиму, у него ведь очень теплая шуба?

-Чей же домик рядом с ним?

-Почему и еж залег спать на всю зиму?

-Чей же домик рядом с его домиком?

-Почему бурундук хоть и залег спать на всю зиму, сделал запасы?

-Что делают рыбы в озере? Как зимуют они?

-Что было бы, по-вашему, мнению, если бы медведь не залег в спячку, а заяц не поменял шубку серую на белую?

-Вот видите ребята, как в природе все мудро продумано, как все умно устроено, и вмешиваться в природу нельзя, чтобы ей не навредить. Ну а нам пора домой.

Дети опять имитируют ходьбу из леса и раздевание

3. ИОС «ЧТО НЕПРАВИЛЬНО В ЭТОМ ЛЕСУ?»

Цель игры:

Учить детей мыслить, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе.

Развивать доказательную речь детей.

Игровая задача:

Найти, что неправильно в этом лесу.

Предметно – игровая среда:

На детском столике макет зимнего леса: снег – из простыни, неровности простыни – сугробы, берлога, укрытия; игрушечные деревья, расставлены игрушки зверей: медведь бродит по лесу, лиса спит в берлоге, заяц спит в норке, белка в рыжей шубке и т. д.

Игровые действия:

Педагог предлагает сходить в «зимний лес». Дети одеваются и отправляются в лес, преодолевая разные «препятствия». Придя в «лес», педагог просит определить все ли в «лесу» в порядке. Дети рассматривают «зимний лес» и исправляют то, что в

«лесу» неправильно: медведя укладывают в берлогу, белке советуют сменить шубку, зайца будят и советуют надеть белую шубку ит. д.

Общение:

Почему медведя нужно уложить в берлогу? Может быть, зайцу и в серой шубке хорошо? Может быть, ежа не нужно укладывать спать?

4. ИОС «ПОМОГИТЕ ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ»

Цель игры:

Закрепить знания детей о том, как человек использует домашних животных.

Сформировать у детей понятие о том, что домашние животные целиком и полностью зависят от человека.

Развивать у детей доказательную речь

Воспитывать у детей познавательный интерес к домашним животным.

Игровая задача:

Привести довод, по которому «дед с бабой» должны оставить животное у себя.

Предметно-игровая среда:

Игрушки: дед, баба, домик с заборчиком, домашние животные;

Игровые действия:

На столе стоит домик деда с бабой, на другом маленьком столике стоят игрушки диких и домашних животных. Педагог предлагает детям взять по одной игрушке домашнего животного и сесть за стол, где находятся баба с дедом.

Далее педагог предлагает детям отдать животных деду с бабой, но они требуют от детей доказательство того, что это животное им необходимо и как его можно использовать в хозяйстве.

Например:

Ребенок: Я вам привел коровку.

Дед: (педагог) А зачем она нам нужна? Может и не нужна вовсе она нам?

Ребенок: Она вам будет давать молоко.

Дед: Ну, если она дает молоко, тогда давайте коровку (запускает ее в загончик).

Аналогично со всеми животными. Когда дети отдадут деду с бабой всех животных, дед спрашивает о том, что же теперь с животными надо делать. Дети объясняют, что их надо кормить, построить им жилище, убираться у них, лечить их, если они заболеют.

5. ИОС «РАЗГОВОР ДИКИХ И ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

(с элементами театрализации)

Цель игры:

Сформировать у детей понятие о том, по каким признакам определяются понятия «домашние» и «дикие» животные.

Формировать у детей мыслительную операцию «обобщение».

Сформировать у детей понятие о том, что вмешательство в жизнь диких животных недопустимо и влечет за собой негативные последствия.

Воспитывать у детей любознательность.

Игровая задача:

«Поговорить» за домашних и диких животных определить признаки, по которым домашние животные отличаются от диких.

Предметно-игровая среда:

Игрушки домашних и диких животных, схематическое изображение признаков, характеризующих и тех и других: место проживания, жилье, питание, уход за ними, лечение, добывание корма в разное время года.

Игровые действия:

Дети сидят за столом: пять человек с одной стороны стола, пять человек с другой.

Педагог: Сегодня к нам пришли гости. Я буду их выставлять, а вы их называйте.

Педагог выставляет по одному зайца, белку, ежа, медведя и лиса. Игрушки животных выставляются на одну сторону стола в шеренгу.

Педагог: Какие это животные? Почему их так называют? А теперь называйте этих животных – лошадь, корова, барашек, собака, кошка. Почему их так называют?

Домашних животных педагог выставляет на другой стороне стол, в шеренгу, напротив диких животных.

Педагог: Сейчас мы будем свидетелями необычного разговора, который на самом деле никогда не произойдет. Это будет сказка, в которой вы будете принимать участие. Поставьте возле себя игрушку животного.

Дети, сидящие с одной стороны стола берут домашних животных, сидящие по другую – диких и ставят возле себя.

Итак, сказка начинается. Встретились сегодня у нас дикие и домашние животные. Задумались они, глядя друг на друга: похожи мы друг на друга, но одних из нас называют дикие, а других домашние. Отчего это? Тогда медведь подумал, я сам строю себе берлогу, а кто же строит домашним животным жилище? И пошел он, переваливаясь к домашним животным (ребенок берет игрушку медведя и «идет» к домашним животным). Подошел и спрашивает…

Ребенок (за медведя): Скажите, пожалуйста, кто вам строит жилище?

Дети (за домашних животных): Жилище нам строит наш хозяин.

Ребенок (за медведя): Какие вы ленивые!

Педагог: И пошел медведь к своим друзьям диким животным. А домашние животные задумались и огорчились. Тогда собака решила спросить у диких животных, кто же строит жилище диким животным. Побежала она к ним (ребенок производит действия с игрушкой собаки) и спрашивает:

Ребенок (за собаку): А вам кто строит жилище?

Дети (за диких животных): Мы строим себе сами!

Педагог: Задумалась собачка и побрела задумчиво к своим друзьям. Никто ее ни о чем не спросил, все поняли, что жилище дикие животные строят себе сами. Тут белка, которая сделала к зиме запасы грибов и орехов, подумала и сказала:

Ребенок (за белку): Ну, может они и не такие уж ленивые. Пойду, узнаю, кто им еду запасает, кто их кормит?

Подбежала белка к домашним животным и спрашивает:

Ребенок (за белку): Скажите, пожалуйста, кто вам корм запасает, кто вас кормит?

Дети (за домашних животных): Хозяин нам корм запасает, хозяин нас кормит.

Ребенок (за белку): Вы и, правда, ленивые.

Педагог: Повернулась белка и запрыгала к своим друзьям. Домашние животные задумались еще больше. Барашек решил спросить, а кто же добывает корм и кормит диких животных.

Аналогично идет разговор и действия с ежом, который спрашивает домашних животных о том, кто у них убирает в жилище, как они ухаживают за собой; с лисой, которая интересуется, как лечатся домашние, когда заболеют; с зайцем, который узнает у домашних животных о том, как они защищаются от врагов. Каждый раз дикие животные произносят обидные слова для домашних животных. После этого…

Педагог: Совсем расстроились домашние животные – неужели мы и в самом деле ленивые? Тут умная лошадка поскакала к диким и спрашивает:

Ребенок (за лошадку): А как вы человеку помогаете?

Дети (за диких животных): Никак мы ему не помогаем! Почему это мы должны ему помогать?

Ребенок (за лошадку): Вот – вот!

Педагог: Повернулась лошадка и весело поскакала к своим друзьям. Задумались дикие животные, чему так обрадовалась лошадка, и решил медведь узнать, а как помогают домашние животные человеку. Пошел он к ним и спрашивает:

Ребенок (за медведя): А сами – то вы как помогаете человеку?

Педагог: Вышла тут вперед собачка и говорит… (педагог делает паузу, показывая ребенку, который говорит за собаку, что он должен ответить, как собака помогает человеку). Затем вышла корова и говорит… (аналогично все домашние животные рассказывают, как они помогают человеку)

Педагог: И тогда сказал медведь…

Ребенок (за медведя): Оказывается вы вовсе и не ленивые, а большие помощники для человека. Вы помогаете ему, а он помогает вам. Простите нас за то, что мы о вас плохо думали.

Педагог: И поняли дикие животные, почему их называют дикие животные, а домашних – домашними животными.

Педагог: А вы то поняли? Давайте проверим, правильно ли вы поняли. Педагог предлагает детям вспомнить и назвать, что делает человек для домашних животных, а сам выставляет на доске графические модели этих признаков.

Педагог: Как много делает человек для животных! А они?

Дети говорят, а педагог выставляет карточку с изображением того, как человек использует домашних животных.

Педагог: Смогли бы люди прожить без домашних животных? А домашние животные без людей? Нужна ли помощь людей диким животным?

6. ИГРА «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Цель игры:

Дать детям представление о деревьях, кустах и ягодах, которые растут в нашем лесу.

Формировать у детей представление о правилах сбора ягод в лесу.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе

Игровая задача:

Сделать лес с деревьями, кустами и ягодами для медведя.

Предметно-игровая среда:

Магнитная доска, картинки с изображением деревьев (береза, осина, ель, сосна, лиственница, кедр, пихта, кустов (шиповник, рябина, малина, черная смородина) и ягод (клюква, черника, брусника. голубика, малина, смородина, шиповник и т. д., шапочка медведя

Игровые действия:

Педагог:

Ребята, сегодня к нам пришел поиграть Медведь, но он так привык жить в лесу, что уже заскучал и хочет уходить, не поиграв с нами. Как же нам его задержать, чтобы он с нами остался и поиграл? Может, вы что-то можете предложить?

Высказывания детей. Нужно подвести их к идее сделать для медведя лес.

Педагог:

Как здорово вы придумали!

Педагог выставляет мольберт, на который можно при помощи магнита крепить картинки с изображением деревьев, растущих в лесу.

Педагог: Какие же деревья мы посадим в лесу для нашего медведя?

Дети начинают называть деревья, а педагог их выставляет на мольберте.

Педагог:

Деревья мы все посадили, но в лесу растут еще и другие растения, которые пониже деревьев. Что же это за растения?

Дети: Это кусты!

Педагог: Давайте и кусты посадим в лесу для медведя.

Дети называют кусты, а педагог выставляет картинки с изображением кустов. Когда деревья и кусты «посажены», педагог приглашает медведя поселиться в лесу (надевает шапочку медведя на одного из детей, усаживают его возле леса).

Педагог:

Я вот думаю, что кое-что мы забыли посадить для того, чтобы медведю было чем питаться.

Дети: Ягоды!

Педагог:

Какие же ягоды мы посадим в лесу для медведя?

Дети называют ягоды, а педагог раскладывает картинки с их изображением на полу возле медведя. Картинок с изображением ягод нужно положить не по одному экземпляру.

Педагог:

Ну, вот медведь доволен своим лесом, теперь можем поиграть. Игру «У медведя во бору» знают все. Сейчас мы с вами пойдем в лес за лесными ягодами. Каждый из вас может «сорвать» только по одному виду ягод (то есть по одной картинке). Сорвав ягоду, вы должны быстро убегать из лесу.

Медведь, ты можешь догонять детей только тогда, когда будут произнесены слова.

Дети с педагогом идут к медведю в лес, произнося слова:

У медведя во бору

Вкусных ягод наберу.

А медведь не спит,

Он на нас сердит.

Дети, подойдя к медведю, быстро берут по одной картинке и убегают, медведь гонится за ними до определенного места. Дети, после того как медведь ушел, называют все по очереди, каких ягод они набрали. Педагог собирает картинки и относит их назад. Они снова идут в лес, но есть одно условие: нельзя брать те картинки, которые они уже брали. И так несколько раз.

Педагог:

А теперь посмотрим, кто из вас самый ловкий сборщик ягод. Кто из вас больше всех соберет ягод?

Дети идут в лес. Детям разрешается брать не по одной картинке, а кто сколько успеет.

Педагог:

Дети, а почему медведь сердит на нас? Как же тогда собирать их в лесу? Только ли для медведя мы должны оставить ягоды? Еще нужно оставить и для того, чтобы выросли новые кусты ягод.

Дети и педагог формулируют правило сбора ягод: нельзя собирать ягоды до последней ягодки, нужно оставить и для животных, и для размножения.

Педагог:

Вот мы с вами поиграли, может медведь у нас оставаться? Нужно медведя отпускать. Медведь уйдет, как только мы уберем лес, который сделали. Сейчас мы с вами поочередно будем убирать деревья и кусты. Нужно назвать какое дерево или куст вы убираете.

Дети называют, картинку с изображением какого дерева они снимают с доски. Как только последнее дерево убирается с доски, педагог снимает шапочку с ребенка медведя.

Педагог:

Вот мы с вами и поиграли с медведем. Теперь, когда вы пойдете в лес, вы всегда будете помнить правило сбора ягод. Вы его запомнили?

Дети называют правило сбора ягод.

7. ИГРА «ПОРАДУЕМСЯ!»

Цель игры:

Учить детей узнавать весну (зиму, лето, осень, анализируя картинки с изображением сюжетов и пейзажей разных времен года.

Формировать у детей представление о том, что изменение в неживой природе влечет за собой изменения в жизни живой природы.

Формировать у детей понятие о роли солнца в смене времен года.

Учить выражать свою радость непринужденно и естественно.

Игровая задача:

Как только увидим картинки о весне (зиме, осени и т. д.) – радуемся, кому как хочется (хлопаем в ладоши, подпрыгиваем, кричим: «ура!» и т. д.)

Предметно – игровая среда:

Картинки с изображением разных времен года (формат – альбомный лист) от 4 до 12 штук

Игровые действия:

Воспитатель поочередно выставляет на доску перед детьми картинки с изображением разных сезонов. Когда дети видят изображение весеннего пейзажа (или того, какой вы с детьми обговорили, то радуются – хлопают в ладоши, прыгают, кричат: «Ура!» и т. д. Остальные времена года просто называют. Можно провоцировать детей и педагог кричит «ура!» или спрашивает: «Почему не радуетесь вместе со мной?» видя зиму или другое время года. Дети первое время будут тоже вместе с ним ошибочно «радоваться», но потом, будут внимательнее.

Примечание:

Если дети расходятся во мнениях, то нужно задать вопросы: «Почему ты думаешь, что это весна? Как ты догадался?».

Можно с детьми договориться о том, как они будут выражать свою радость, поговорить с детьми как люди выражают свою радость.

Аналогично можно порадоваться зиме, лету, осени. После того как дети поиграли, можно задать детям вопрос о том, отчего зависит смена времен года.

8. ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ВЕНОЧКИ ВРЕМЕН ГОДА»

Цель игры:

Познакомить с понятием «год».

Активизировать в речи детей слова – названия времен года; узнавать по некоторым признакам времена года.

Формировать у детей представление о смене времен года и о том, отчего это происходит.

Развивать доказательную речь, наблюдательность.

Игровая задача:

По некоторым признакам веночков, определить какому времени года они могут принадлежать. Определив, расставить их в той последовательности, в которой они сменяют друг друга в природе.

Предметно – игровая среда:

Веночки времен года (Осенний – из осенних листьев, летний – из разных цветов и зеленых крупных листьев, весенний – из маленьких зеленых листьев и мелких цветов, зимний – из фольги и снежинок)

Игровые действия:

Педагог сообщает детям о том, что сейчас она при помощи волшебных веночков будет превращаться в разные времена года. Дети закрывают глаза, воспитатель надевает какой-либо из венков, говоря: «Раз, два, три, посмотри!». После этого дети открывают глаза и говорят, в какое время года она превратилась, обосновывая свой ответ. Еще лучше надевать веночки детям, «превращая» их в разные времена года.

Когда все веночки надеты на детей, педагог предлагает ребенку, изображающему данное время года (зиму) встать отдельно от всех. Педагог говорит о том, что сейчас правит зима, но зима все равно закончится и за ней обязательно придет (педагог делает паузу, давая возможность детям самим назвать время года). Дети называют, и ребенок, изображающий весну, встает рядом с «ребенком – зимой».

Аналогично обсуждается смена других времен года, а дети в веночках разных времен года наглядно показывают, как времена года сменяют друг друга.

Закончив один круг сезонов, педагог говорит, что период времени, за который все времена года побывают у нас в гостях, называется год. Затем педагог продолжает свой рассказ о том, что после того как прошел год, времена года снова сменяют друг друга, а дети в веночках продолжают изображать смену времен года. Так дети наглядно знакомятся с порядком смены времен года.

Уместно задать здесь детям вопрос поискового характера: Отчего происходит смена времен года?

Примечание:

Вопросы детям: Как вы догадались, что я превратилась в лето? А может быть я весна?

9. ИОС «ПРИШЛА ВЕСНА И ПОШЛА ПРОВЕРЯТЬ СВОЕ ХОЗЯЙСТВО»

Цель игры:

Формировать у детей представление о том, что смена времени года влечет за собой изменения в жизни живой и неживой природы.

Формировать у детей представление о процессах происходящих в живой природе с наступлением нового времени года.

Познакомить с тем, что наступление нового времени года зависит от солнца.

Воспитывать у детей познавательный интерес.

Игровая задача:

Досказать правильно предложение о том, что каждый должен делать с приходом другого времени года.

Предметно – игровая среда: Раздаточные «волшебные картинки»: картинки с изображением солнца, дерева, зайца, медведя, речки, снега, ежа; веночек весны (или другого времени года, которое вам нужно). Картинки оформлены как-то необычно (обратная сторона оформлена клеящейся пленкой золотистого цвета), оправдывая свое название.

Игровые действия:

Дети сидят вокруг стола. В центре стола лежат раздаточные картинки изображениями вниз. Педагог предлагает взять «волшебные картинки» и превратиться в те природные объекты, которые на них изображены. Дети берут картинки и называют объекты, в которые они превратились и кладут картинки перед собой вверх изображением. Педагог надевает веночек весны (или любой другой, в зависимости оттого, какое время года он хочет с детьми закрепить) и превращается в весну.

Педагог: «Пришла весна, посмотрела, что зима наделала, и не понравилось ей это. Решила пройти и всем напомнить, что она пришла, и что с ее приходом должно измениться. И пошла весна (педагог имитирует ходьбу весны при помощи среднего и указательного пальцев правой руки). Вдруг видит чей-то домик. Постучалась (стучит около картинки по столу).

А из домика…»

Ребенок: Кто там? (дети по возможности имитируют голоса животных)

Педагог: Я - весна. А ты кто?

Ребенок: Я – солнышко!

Педагог: Пора тебе солнышко (педагог делает паузу, поощряя ребенка сказать о том, что должно измениться в жизни данного объекта с приходом весны)

Ребенок: …пригревать с каждым днем сильнее да сильнее.

Педагог: Правильно, солнышко, начинай пригревать. До свидания, солнышко.

И пошла весна дальше. Идет, смотрит чей-то домик. Постучалась (стучит пальцем по столу возле той картинки, к которой подошла) и ведет аналогичный разговор.

Когда Весна поговорит со всеми, кто изображен на картинках, педагог говорит, что весна все изменила по-своему, но недолго править весне, за ней наступит лето и другая хозяйка все сделает по-своему.

10. ИГРА «ДОЖДИК»

Цель:

Закрепить названия разных деревьев (кустов, трав);

Показать взаимосвязь живой и неживой природы;

Создать у детей веселое и радостное настроение.

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

Предметно – игровая среда:

Опрыскиватель для растений.

Игровая задача:

Назвать в какое растение «превратился» ребенок.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу. Педагог превращается в дождевую тучку (с опрыскивателем в руках). Он может прочесть стихи: «Я – тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» Педагог предлагает детям произнести «волшебные» слова и превратиться в деревья (или кусты, или в травянистые растения).

Дети хором произносят «волшебные» слова: «Вокруг себя повернись, и в деревья (кусты, травку) превратись! Дети изображают то, во что они превратились (см. в предыдущей игре). Педагог - тучка появляется и предлагает растениям водички, но предварительно знакомится с ними: «Ты кто? На тебе, колокольчик, водички!» и «поливает» это растение мелкой водяной пылью и переходит к другому: «А тебя как зовут, деревце?» и когда тот называет себя, педагог-тучка «дает» ему водички. Дети радуются, а тучка уже спрашивает следующего, как его зовут, и «поит» его водичкой.

Когда все растения получили от тучки водичку, она быстро поливает их, а растения машут веточками и благодарят тучку. После этого дети произносят волшебные слова: «Вокруг себя повернись в ребятишек превратись!» или слова, превращающие их в другой вид растений.

Примечание:

Опрыскиватель должен быть отрегулирован на разбрызгивание воды в виде водяной пыли. Играть комфортно в теплом помещении.

Общение:

Как выглядят растения, когда им не хватает воды? Покажите. Могут ли растения обойтись без дождика? В какое время года тучка может поить растения дождиком? А что они пьют зимой? Чем они пьют водичку?

11. ИГРА «БИЛЕТИКИ»

Цель игры:

Закрепить названия растений, умение узнавать их;

Закрепить обобщающие названия «деревья», «кусты», «трава» и места произрастания некоторых растений.

Формировать у детей умение соблюдать правила игры, выслушивать и отслеживать правильность ответов своих товарищей.

Воспитывать у детей познавательный интерес к растениям, взаимопомощь и взаимовыручку.

Игровая задача:

«Купить» билетик, назвав растение из заданной группы растений.

Предметно – игровая среда:

Картинки - билетики с изображением каких – либо растений: деревьев, трав, кустов, ягод, овощей, фруктов и др. (какие нужны в данный момент)

Игровые действия:

Дети с воспитателем стоят в кругу. Педагог предлагает им «купить» билетики (картинки, чтобы пройти и сесть за стол. «На билетиках сегодня изображены деревья (или кусты, или трава, птицы и т. д.)», - говорит педагог, держа билетики в руках, но не показывает детям картинки. Обращаясь поочередно к каждому ребенку, педагог спрашивает «С каким деревом ты хочешь купить билетик?». Если ребенок затрудняется, ему дается время подумать и педагог обращается к следующему. Когда остались те, кто не смог «купить» билетик, билетик может показываться в открытом виде и предлагается назвать это дерево. Если ребенок вновь затрудняется, то педагог привлекает других детей, чтобы они помогли товарищу «купить» билетик. Когда билетики-картинки есть у всех детей, дети проходят и садятся за стол.

Общение:

Могу ли я «продать» билетик, на котором изображен шиповник, если сегодня у нас на билетиках изображены деревья? Саша просит билетик с черемухой, как вы думаете, есть у меня билетик с черемухой? Кто ответит Саше, есть ли у меня билетик с одуванчиком, если сегодня у нас на билетиках деревья?

Примечание:

Билетики – картинки подбираются в зависимости от темы занятия. Если же игра проводится вне занятия, то тема подбирается в зависимости от того, какую тему вам нужно с детьми закрепить. Условие: «продажа» билетиков идет по очереди, и растение называет только тот, к кому обращается педагог с предложением купить билет.

12. ИГРА «С ОГОРОДА (ИЗ САДА) Я ПРИШЛА, ЧТО В КОРЗИНКЕ ПРИНЕСЛА»

Цель игры:

Закрепить (или познакомить детей) знания детей о том, что растет в саду или в огороде;

Закрепить понятия «овощи» и «фрукты».

Развивать у детей память, внимание.

Формировать у детей представление о пользе овощей.

Игровая задача: Отгадать все, что лежит в корзинке, зная лишь о месте их произрастания (сад, огород, поле, лес и т. д.)

Предметно – игровая задача: две корзинки, в которых лежат, например, в одной фрукты, а в другой овощи, плотно закрытые салфеткой, чтобы детям было не видно, что там лежит.

Игровые действия:

Педагог говорит детям о том, что он был в саду и огороде и собрал там урожай. Берет одну из корзинок и говорит: «С этой корзинкой с огорода я пришла, что в корзинке принесла?».

Как только дети отгадывают один из овощей, педагог достает его из корзинки и кладет его перед детьми, не показывая остальные. Когда все овощи будут вынуты из корзинки, педагог показывает, пустую корзинку и просит детей назвать все, что он сорвал в огороде одним словом (овощи) и снова, убирая все в корзинку, просит детей хором назвать, что он собрал в огороде. Аналогично игра проводится с другой корзинкой.

Общение: Назовите, как называется место, где растут фрукты? А овощи? Зачем мне эти овощи?

13. ИГРА «УГОСТИ ДРУЖКА»

Цель игры:

Закрепить знание овощей и фруктов;

Развивать тактильные ощущения детей;

Формировать у детей положительные межличностные отношения

Игровая задача:

Найти в «ящике ощущений» на ощупь для друга его любимый фрукт или овощ.

Предметно – игровая среда: ящик «ощущений», муляжи овощей и фруктов.

Игровые действия:

Дети сидят полукругом. На столе перед ними стоит ящик «ощущений». Педагог опускает в него муляжи овощей и фруктов, а дети их называют. Затем ящик закрывается. Педагог предлагает «угостить» своих друзей и подруг их любимыми овощами и фруктами. Для этого нужно подойти к своему другу и спросить, что он любит. Затем ребенок идет к ящику «ощущений», достает на ощупь то, что любит его дружок. Отдает то, что достал своему другу, тот его благодарит. Игра идет до тех пор, пока все дети не окажутся с овощами и фруктами.

14. ИГРА «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»

Цель игры:

Учить детей узнавать и называть зимующих и перелетных птиц.

Закрепить знания детей о том, почему птицы улетают в теплые края.

Закрепить понятия «зимующие» и «перелетные» птицы.

Закрепить с детьми знание зимующих и перелетных птиц, учить детей думать самостоятельно, а не полагаться на других, действовать по сигналу.

Воспитывать у детей познавательный интерес.

Игровая задача:

По сигналу занять соответствующее место.

Предметно – игровая среда:

Картинки зимующих и перелетных птиц, символические обозначения «зимы» и «теплых краев»

Игровые действия:

На столе разложены картинки перелетных и зимующих птиц. Взяв любую картинку с изображением птицы, ребенок «превращается» в нее. «Я – сова!», «Я – дятел!» - говорят дети. По сигналу педагога: «Раз, два, три на свое место лети!», дети, у которых картинки с изображением перелетных птиц бегут к условному изображению «теплые края» (это может быть изображение солнышка или просто желтый лист бумаги, а другие к условному изображению «зима» (голубой или белый лист бумаги, изображение снежинки).

Дети встают в два ряда друг против друга в противоположных концах комнаты, держа картинки с изображением птиц перед собой и, проверяют, все ли правильно «улетели» на свои места. Если кто-то ошибся, а дети не замечают, педагог может сказать что одна птица может погибнуть, потому что она должна улететь в теплые края. Дети находят ошибку, устраняют ее («птица перелетает туда, где должна быть», называют, к каким птицам они относятся.

Дети кладут свои картинки на стол и берут другие. Игра начинается снова.

Условие:

Каждый раз дети должны брать разные картинки.

Примечание:

Педагог должен очень эмоционально реагировать на ошибку, тогда дети более внимательно включаются в игру. Пример: Ах, как жалко одну птицу среди зимующих птиц, она должна улететь и не улетела. Ей скорее надо об этом сказать. Кто же ей поможет? После того как дети нашли ее, педагог спрашивает детей, почему нельзя птице было оставаться?

Педагог может своими высказываниями или вопросами посеять у неуверенных детей сомнения, тем самым, проверив знания детей. Например: «Воробышки, может вам в теплые края нужно улететь?», или прямо: «Летите, сороки в теплые края». Когда дети привыкают к тому, что педагог их путает, они начинают внимательнее и собраннее вдумываться в вопросы педагога.

15. ИГРА «КАЖДОЙ ПТИЧКЕ (ЗВЕРЮ, РАСТЕНИЮ) СВОЕ МЕСТО»

Цель игры:

Развивать у детей умственную операцию «обобщение».

Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровая задача:

Разложить картинки с изображениями природных объектов под соответствующими схематическими изображениями обобщенных понятий.

Предметно-игровая среда:

Для игры потребуются карточки со схематическими изображениями обобщенных понятий (лист А4,книжный вариант, разделенный пополам линией, вверху листа над каждой получившейяс полосой изображено условным знаком понятие) понятие: «дикие и домашние животные», «зимующие и перелетные птицы», «овощи и фрукты» по одной не каждого ребенка и раздаточные картинки к этим понятиям (из расчета 8-10 картинок на каждого ребенка)

Ход игры:

Педагог раздает по одной карточке каждому ребенку (одного типа). Затем раздает каждому ребенку поочередно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить ее под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда картинки все розданы (на каждого до 8 штук) дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

После того, как дети проверили все ли правильно, педагог просит отдать ему картинки, которые расположены, например, под изображением кормушки и назвать этих птиц одним словом. Аналогично поступает при игре с другими карточками.

Вариант:

Педагог предлагает детям карточки, где картинки разложены и присутствует 1-2 ошибки. Детям предлагается найти ошибки и исправить их.

Примечание:

Эту игру можно использовать для быстрого выявления у детей сформированности знаний по темам, для которых разработаны карточки.

16. ИГРА «РАССАДИМ ЖИВОТНЫХ В АВТОБУСЫ»

Цель игры:

Продолжать формировать у детей знания об основных группах животных и их типичных признаках.

Формировать у детей умение читать и понимать элементарные схемы.

Развивать логическое мышление, умение доказывать правильность своего предположения.

Закрепить пищевые связи, существующие в природе.

Игровая задача:

Рассадить животных по автобусам, сверяя «номера» (схематические модели типичных признаков животных) на автобусах с типичными признаками животных.

Предметно – игровая среда:

Плоскостные автобусы с окошечками, размер которых равен размеру раздаточных картинок с изображением животных. Рассаживая животных, дети помещают картинки на нарисованные окошечки и кажется, что животные выглядывают в окно автобуса.

Игровые действия:

Животные решили выехать на прогулку. Им подали автобусы, но на автобусах нет обычных номеров. Животные каждой группы хотят ехать в отдельном автобусе. Чтобы они нашли свои автобусы, мы нарисуем на каждом автобусе вместо номера признаки тех животных, которые поедут в этом автобусе. Первый автобус мы подготовим для птиц. Что мы должны нарисовать, чтобы они поняли, что в этом автобусе поедут именно они. Дети: «Нарисуем голову с клювом, две лапки, два крыла, перышко и яйцо».

Когда на все автобусы дети приготовили опознавательные номера, педагог предлагает детям рассадить животных в автобусы, сверяя со схематическими моделями типичных признаков этих же животных.

При «посадке» лиса непременно хочет сесть рядом с зайцем или в другой автобус с птицами, волк с оленем, сова с мышкой и т. д. Когда все рассажены, автобусы «отправляются» в путь.

Общение:

Назовите, кто едет в этом автобусе? А в этом? Почему это лиса так хочет сесть рядом с зайцем и не хочет рядом с собакой? И т. д.

17. ИГРА «КОГО ПОСЕЛИШЬ В ДОМИК?»

Цель игры:

Учить детей находить животных с заданным признаком.

Предметно – игровая среда: Игровое поле (лист плотного картона размером 50см на 75 см с вычерченными по его сторонам «домиками» - прямоугольниками 10см на 8см и «домиком» в центре поля для схематической модели); наборы раздаточных картинок с изображением представителей разных групп животных, схематические модели типичных признаков этих животных на каждого ребенка. Игровые действияПедагог выкладывает в «домик» в центре игрового поля одну из схематических моделей и предлагает найти среди набора своих картинок ту, которая подходит к этой модели и «поселить» картинку с изображением животного в свой игровой домик. Те, кто ошибся, лишаются своей картинки. Выигрывают те, кто сохранил все свои картинки.

18. ИГРА «ПОЧЕМУ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ»

Цель игры: Наглядно показать детям причину отлета птиц в теплые края.

Дать понятия: «растительноядные», «хищные», «водоплавающие», «насекомоядные».

Показать приспособленность птичьих клювов к добыванию того корма, которым птица питается.

Воспитывать у детей познавательный интерес

Игровая задача:

Расположить птиц вокруг того корма, который они предпочитают; найти корма, которые с наступлением сезонных изменений исчезают друг за другом.

Предметно – игровая среда:

Картинки с изображением корма птиц: первая картинка с изображением насекомых, вторая – с изображением мелких грызунов и детенышей (зайчата, лисята); третья – с изображением семян разных растений и ягод, четвертая – с изображением водорослей, мелких рыбешек, лягушат; картинки птиц, питающихся этими кормами (кукушка, ласточка, гусь, утка, журавль, сова, синица, воробей, филин).

Игровые действия:

Педагог предлагает детям назвать, чем питаются птицы. Дети говорят, что одни птицы питаются насекомыми и педагог выкладывает карточку с изображением насекомых и говорит, что птиц, питающихся насекомыми, называют насекомоядными птицами. А другие птицы не любят питаться насекомыми, они любят другой корм. Что это за корм? Аналогично выставляются остальные карточки и даются определения птиц по типу питания. Если дети не называют корм, то педагог сам делает это.

Затем педагог предлагает разложить птиц возле того корма, который они предпочитают. Когда картинки птиц разложены, педагог начинает рассказ: «Летом у птиц еды много, но вот наступает осень. Становится холодно. Какой корм исчезнет у птиц первой?» Дети размышляют и называют, что исчезнут первыми насекомые. Педагог берет карточку с изображением насекомых и переворачивает ее изображением вниз. Что же теперь делать птицам, у которых исчез корм? Дети, направляемые педагогом, приходят к выводу, что птицам нужно улетать в теплые края. Дети «советуют» насекомоядным птицам, изображенным на картинках, лететь в теплые края. Воспитатель их убирает в сторону: Улетели насекомоядные птицы.

Педагог продолжает рассказ: «А на улице становится все холоднее. Какой же корм исчезнет теперь?». Дети приходят к выводу, что теперь замерзнут водоемы. Педагог переворачивает карточку с изображением водорослей, рыб и лягушек вниз изображением. Что делать птицам? Дети уже быстрее решают отправить птиц в теплые края. Картинки этих птиц убираются. Педагог продолжает рассказ и задает вопрос о том, какой же корм теперь исчезнет. Вместе выясняют, что и семена растений и грызуны не исчезают зимой. Педагог говорит за какую-либо зимующую птицу: «Зачем мне лететь в теплые края, я и здесь найду себе еду»

Примечание:

Синицу, например, можно посадить сначала к карточке с насекомыми, но когда ее переворачивают, синица «перелетает» на карточку с семенами растений, говоря: «Я и семена могу зимой питаться, а еще у меня клювик тоненький, я им обследую все деревья и отыщу спящих насекомых»

19. ИОС «ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА В ГОСТЯХ У НАС»

(с элементами драматизации)

Цель игры:

Формировать у детей понятие о смене времен года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Развивать логическое мышление при установлении связей, существующих в природе между живой и неживой природой в связи с изменением сезона.

Воспитывать у детей интерес к природе.

Игровая задача:

Сыграть роль живого объекта, изображая изменения происходящие с ним в связи с изменением сезона.

Предметно-игровая среда:

Раздаточные «волшебные картинки»: картинки с изображением солнца, дерева, зайца, медведя, речки, снега, ежа; веночек весны (или другого времени года, которое вам нужно). Картинки оформлены как-то необычно, оправдывая свое название (превращение см. в игре №9).

Для игры «Времена года»: маска медведя, подушечка, кусочки серой и белой ткани для зайца, белая простыня для снега, синяя и точно такая ленты для реки; для людей – корзинка, лопатка, лейка, муляжи овощей, клубочек для вязания; платочки нежно-зеленого цвета, темно-зеленого и желто-оранжевого цвета для дерева; веночки для всех времен года (весна – веночек из мелких листьев, зима – из фольги, осень – из осенних листьев, лето - много ярких цветов и крупные листья)

Игровые действия:

Педагог:

Каждое время года через определенный промежуток сменяется другим временем года и в жизни людей, животных и растений происходят изменения. А мы сейчас сможем увидеть все времена года. Смотрите!

Педагог надевает корону зимы

Педагог: Вот я уже зима!

Надевает веночек осени

Педагог: А теперь я… Кто?

Дети: Осень!

Педагог:

А вас я уже превратила за волшебным столиком, вам нужно только найти все, что вам понадобится. Здесь лежат разные вещи, которые вам помогут. Например, медведю может понадобиться подушечка, шапочка медведя, а зайцу? Давайте найдем, что же понадобится зайцу?

Дети выбирают, кому что понадобится, помогают друг другу, советуются, вместе определяют, кому что принадлежит.

Педагог:

Ну, кажется, все готово для того, чтобы сейчас здесь за считанные минутки пройдут все времена года, пройдет целый год. Такое бывает только в сказке. И мы сейчас увидим, как смена времен года влияет на жизнь животных, растений и людей. Поскольку люди условились, что год начинается с зимы, то первым временем года, которое у нас появится, у нас будет зима.

Педагог надевает веночек зимы.

Педагог: Пришла зима и пошла проверять, все ли в порядке у нее в хозяйстве.

Дети в это время надевают костюмы или атрибуты, которые им нужны зимой (заяц прикрывается белой простыней, медведь ложится спать, деревце стоит с голыми ветвями, солнце хмурым выражением лица демонстрирует, что оно зимой не греет, человек тепло одевается и чистит снег и т. д.)

Педагог: Посмотрю-ка я, как поживает заяц. Молодец. Правильно зимует заяц: и тепло ему и лиса не сразу увидит его лиса. И солнышко правильно ведет себя. Не люблю я, когда оно греет. Люблю, когда мороз трещит, холодно! И деревья молодцы, спят крепко. И т. д.

Педагог: Но недолго править зиме, все равно за ней придет …

Дети: Весна!

Педагог: Вот и пришла за зимой весна (переодевается). И пошла весна проверять свое хозяйство.

Дети быстро меняют свои атрибуты, которые будут соответствовать данному времени года.

Педагог: Пришла весна к солнышку, пригревай посильнее, просит она солнышко (солнышко стало греть – улыбаться, человек стал снимать теплую одежду, деревце накрылось легким платком цвета нежной зелени и т. д.

Аналогично сменяются остальные времена года.

Педагог: Вот и прошли все времена года, а значит прошел год. Я надеюсь, что все времена года доставляют нам радость, дарят неповторимую красоту природы. А наша игра закончилась. Вы были замечательные актеры.

20. ИГРЫ НА «ДОСКЕ ТВОРЧЕСТВА»

Цель игры:

Создать большое разноцветное игровое поле с липучками для игр с тематическими картинками.

Развивать у детей умение дополнять картинку дополнительными природными объектами.

Формировать у детей умение использовать цвет «доски творчества» для выразительности созданной «картинки».

Воспитывать у детей коллективное сотрудничество.

Игровая задача:

Подобрать и расположить картинки в соответствии с поставленной задачей, подобрать цветовой фон для усиления выразительности картинки, создать картинку по теме.

Предметно – игровая среда:

«Доска творчества» с липучками, наборы картинок с изображением объектов по темам: «птицы», «растения», «звери», «насекомые», «овощи и фрукты», изображение кормушки, корзинки, дома и т. д.

Игровые действия:

1-ый вариант:

Педагог дает детям изображение кормушки (дома, корзинок и т. д.) и предлагает создать на «доске творчества» соответствующую картинку с кормушкой (домом, корзинками и другими картинками)

2-ий вариант:

Педагог предлагает поместить на доске тех, кто живет на лугу, кто живет в реке, кто живет в холодных странах, кто живет в пустыне, кто живет под землей и т. д.

3-ий вариант:

Педагог предлагает найти ошибки, в созданных Буратино ситуациях: среди зимующих перелетные и наоборот, в зимнем лесу заяц в серой щубке, среди речных рыб -морские и т. д.

Игра многовариативная. Вариантов для творчества множество, нужно только включить свою фантазию.

21. ИГРА «КТО ЗА КЕМ?»

Цель игры:

Показать детям, что в природе все связано между собой невидимыми ниточками.

Формировать у детей представление о том, что каждое животное самоценно, занимает свою нишу и играет в природе свою роль.

Развивать у детей логическое мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Предметно-игровая среда:

Стенд и набор тесьмы разного цвета и разной длины (см. фото)

Игровая задача:

Соединить тесьмой животных, которые в природе составляют одну пищевую цепочку

Игровые действия:

Педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему, взяв тесьму соединить животных, которые охотятся друг за другом, начав с травянистого растения. Другие дети помогают ему найти нужные картинки с животными. Другому ребенку предлагается начать с комара, третьему с лягушки и т. д.

Общение:

Что будет с лягушками, если бы исчезли комары? Что будет, если люди нарушат эти невидимые ниточки в природе?

22. ИГРА «ПОЧЕМУ ОНИ ИСЧЕЗАЮТ?»

Цель игры:

Учить детей путем логических размышлений определять влияние наших поступков на природу, находить соответствующие картинки-ситуации.

Развивать внимание, наблюдательность, доказательную речь.

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей их природе, неприятие негативных ситуаций по отношению к природе.

Игровая задача:

Найти среди других карточек карточки, обозначающие те ситуации, которые влияют на исчезновение того или иного вида животных.

Предметно – игровая среда:

Ключевые карточки, карточки с изображением ситуаций, игровое поле.

Игровые действия:

Педагог выставляет на игровое поле ключевые карточки (например: птицу, рыбу, цветок, зверя, которые принадлежат к охраняемым видам). Вопрос детям: «Почему исчезают эти животные и растения?»

Детям нужно отыскать среди многообразия карточек с разными ситуациями те, которые дают ответ на вопрос педагога, и выставить на игровое поле напротив ключевых картинок.

Например: Почему исчезают рыбы? Дети выставляют карточки с изображением ловли рыб сетями и тралами, загрязнением водоемов мусором, сточными техническими водами с предприятий, при мытье машин возле водоема.

23. ИГРА «ЭТАЖИ ЛЕСА»

Цель игры:

Познакомить детей с многоэтажностью леса и животными, которые занимают эти этажи,

Показать приспособленность животных к тому или иному «этажу» леса.

Развивать логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывать у детей интерес к природе, понимание целостности леса и животных как единого организма.

Игровая задача:

Расселить животных по этажам леса

Предметно – игровая среда:

Динамическое пособие «Этажи леса» с самоклеющимися картинками

Игровые действия:

Педагог предлагает рассмотреть пособие и сравнить его с пятиэтажным домом (какие растения относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ему, подвалу и т. д.) После этого можно предложить детям «заселить» всем вместе эти этажи животными (самоклеющиеся картинки).

Варианты: Можно детям предложить пособие с уже наклеенными неправильно животными.

Общение:

Вопросы: Кто неправильно заселился? Почему это животное не сможет жить на первом этаже леса? Как белка приспособилась жить на деревьях? (легкая, хвост служит рулем, парашютом, балансиром)

Публикации по теме:

Проектная деятельность Проект взаимодействия ДОУ и семьи. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию» Проект: долгосрочный Количество.

Экологическая составляющая культуры педагогического труда воспитателя Пивоварова Елена Жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура. Н. Рерих. Выживание и устойчивое развитие человечества на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры экологические (авторские и модернизированные)
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 19:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры экологические (авторские и модернизированные)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зверева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД