Елена Хващевская
Игры-шутки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ-ШУТКИ В ДЕТСКОМ САДУ
(авторские игры педагога-психолога)
Дети-дошкольники не могут прожить без игры. Это неудивительно, потому что игра, имитируя реальность, формирует ребенка как личность, учит взаимодействию с другими людьми, дает возможность попробовать себя в разных социальных ролях.
А еще при помощи игры можно обучать дошкольников, расширять их кругозор, развивать память и адекватное восприятие окружающей действительности.
Публикация «Игры-шутки в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Сегодня мне хочется поделиться с коллегами несколькими авторскими играми, которые я использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Чтобы дети лучше запоминали стихотворения, мы с ними разыгрываем их, прибавляя к тексту соответствующую мимику, жестикуляцию и действия.
За основу для своих игр я взяла стихотворения известных отечественных поэтов Владимира Степанова (1) и Романа Сефа (2,3).
Итак, дети становятся в круг, взрослый читает стихотворение и делает соответствующие движения. Дошкольники повторяют и текст, и действия.
На старой кадушке (руки делают круговое движение, имитируя верхний ободок кадушки)
Сидели лягушки (дети садятся на корточки)
Тупые макушки (руками поглаживаем макушки,
Зеленые ушки (ладонями показываем уши).
Я (пальцем показываем на себя) к ним подошел (двумя пальцами руки изображаем ходьбу,
Они в воду бултых! (ладони сложить вместе и изобразить прыжок в воду).
И нечего больше (разводим руки в стоны и встаем)
Сказать мне про них.
Я- зеркалу нос! (большой палец правой руки приставлен к носу, остальные пальцы шевелятся,
Мне – зеркало нос! (меняем правую руку у носа на левую)
Вот это загадка! (обхватываем голову 2 руками)
Вот это вопрос! (рисуем в воздухе вопросительные знаки, можно 2 руками одновременно)
Вот это задача! (покачиваем головами из стороны в сторону)
Скажите, друзья: (жест обращения в круг руками)
Кто больший кривляка: (две руки по разные стороны головы, большие пальцы приставлены к ушам, остальные шевелятся)
Оно (указательный палец руки направлен от себя) или я? (указательный палец руки направлен к себе)
Огромный тигр (показываем руками величину)
Бежал за мной (плавные движения руками, имитирующие движения тигра)
Я мчался бел как мел. (бег на месте)
И был бы мне конец, (руки перед лицом скрещены)
Но вдруг (опускаем руки, движение головой вверх)
Будильник прозвенел! ( произносим нараспев: «дз-и-и-и-нь!»)
Таким образом можно разыграть очень много стихов, превратив рутинный процесс заучивания в интересное занятие.
Можно обыгрывать таким образом не только стихи, но и простые тексты, и даже сказки. Вот пример: дети становятся в круг, взрослый читает наизусть текст и делает соответствующие жесты. Дети повторяют жесты за взрослым:
Пришла осень. (Две руки разводим в стороны, делая круговое движение)
Дует ветер. (Изображаем дуновение ветра)
Деревья качаются. (Руки поднимаем вверх, раскачиваемся вправо-влево)
Листья опадают. (Плавные движения руками сверху вниз)
Идет дождь. (Пальцами стучим по ладоням)
Образуются лужи. (Круговые движения руками в стороны)
А мы через них прыгаем! (Делаем прыжок на месте).
Эту игру можно проводить в любое время года, изменив текст и движения. Например:
Пришла зима. (Две руки разводим в стороны, делая круговое движение)
Дует ветер. (Изображаем дуновение ветра)
Деревья качаются. (Руки поднимаем вверх, раскачиваемся вправо-влево)
Падает снег. (Плавные движения руками сверху вниз)
Снежинки кружатся. (Медленный поворот вокруг себя вправо)
Снежинки кружатся. (Медленный поворот вокруг себя влево)
Образуются большие сугробы. (Движения руками, показывающие высоту сугробов)
А мы играем в снежки! (Движения руками, имитирующие лепку снежков и игру в них).
Детям очень нравятся такие игры, они «заряжают» хорошим настроением. Их можно использовать вместе с утренней гимнастикой в детском саду.
Таким же образом можно обыгрывать сказки. Берется, например, сказка «Репка». Дети сидят на стульях в игровой комнате. Взрослый распределяет роли персонажей сказки среди детей. Далее наизусть читается текст и производятся соответствующие действия:
Посадил дед репку. (Выходят дети, которые играют Деда и Репку. Дед кладет руки Репке на плечи, Репка присаживается.)
Выросла репка большая-пребольшая! (Репка встает, делает кругообразные движения снизу вверх, показывая величину репки.)
Стал дед тянуть репку (взрослый берет Репку за руки, а Дед обхватывает за пояс)
Тянет-потянет, (взрослый слегка тянет Репку к себе, Дед – к себе, Репка покачивается из стороны в сторону)
Вытянуть не может (Дед разводит руки в стороны).
Позвал дед бабку (Дед жестом зовет Бабку).
Бабка пришла, ухватилась за дедку, дедка – за репку (взрослый держит Репку за руки, Дед – за пояс Репку, Бабка – за пояс Деда).
Тянут-потянут, (взрослый слегка тянет Репку к себе, Дед и Бабка – к себе, Репка покачивается из стороны в сторону)
Вытянуть не могут (Дед и Бабка разводят руки в стороны).
Позвала бабка внучку (Бабка жестом зовет Внучку).
Внучка пришла, ухватилась за бабку, бабка за дедку, дедка – за репку (взрослый держит Репку за руки, Дед – за пояс Репку, Бабка – за пояс Деда, Внучка - за пояс Бабку).
Тянут-потянут, (взрослый слегка тянет Репку к себе, Дед, Бабка и Внучка– к себе, Репка покачивается из стороны в сторону)
Вытянуть не могут (Дед, Бабка и Внучка разводят руки в стороны).
Позвала внучка Жучку (Внучка жестом зовет Жучку).
Жучка прибежала, ухватилась за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка – за репку (взрослый держит Репку за руки, Дед – за пояс Репку, Бабка – за пояс Деда, Внучка - за пояс Бабку, Жучка – за пояс Внучку).
Тянут-потянут, (взрослый слегка тянет Репку к себе, Дед, Бабка, Внучка и Жучка – к себе, Репка покачивается из стороны в сторону)
Вытянуть не могут (Дед, Бабка, Внучка и Жучка разводят руки в стороны).
Позвала Жучка кошку (Жучка жестом зовет Кошку).
Кошка прибежала, ухватилась за Жучку, Жучка – за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка – за репку (взрослый держит Репку за руки, Дед – за пояс Репку, Бабка – за пояс Деда, Внучка - за пояс Бабку, Жучка – за пояс Внучку, Кошка – за пояс Жучку).
Тянут-потянут, (взрослый слегка тянет Репку к себе, Дед, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка – к себе, Репка покачивается из стороны в сторону)
Вытянуть не могут (Дед, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка разводят руки в стороны).
Позвала кошка мышку, мышка прибежала, ухватилась за кошку, кошка – за Жучку,
Жучка – за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка – за репку (взрослый держит Репку за руки, Дед – за пояс Репку, Бабка – за пояс Деда, Внучка - за пояс Бабку, Жучка – за пояс Внучку, Кошка – за пояс Жучку, Мышка – за пояс Кошку).
Тянут-потянут, (взрослый слегка тянет Репку к себе, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка – к себе, Репка покачивается из стороны в сторону…
И вытянули репку! (взрослый отпускает руки Репки, все дети поднимают руки вверх, подпрыгивают и кричат: «Ура!»)
Взрослый хвалит всех детей за участие и усаживает на свои места.
Можно повторить сказку, чтобы участие в ней приняли дети, которые еще не играли. Детям нравится играть разные роли, они с удовольствием принимают участие в подобных играх. Возможно и разыгрывание других сказок.
В ходе подобных игр дети учатся запоминать стихи, развивают свою память, пополняют словарный запас и расширяют кругозор. Помимо этого, у дошкольников воспитывается любовь к родному языку, отрабатываются навыки общения на уровнях «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый».
Игры, предложенные мной, универсальны. Они могут быть использованы как воспитателями общеобразовательных групп, так и специалистами, работающими в коррекционных группах практически в любое время работы с детьми (перед завтраком, на прогулке, после дневного сна). Желаю всем успехов!