Папки-передвижки

Игры с природой

Надежда Ковалева
Игры с природой
▼ Скачать + Заказать документы

Играем с природой

Ковалева Надежда Александровна, воспитатель

БДОУ г. Омск «Детский сад №358 комбинированного вида»

Аннотация. В данной статье мы приведем ряд рекомендаций для родителей применения природного материала в игровой деятельности детей как средства развития сенсорного восприятия. Как ребенок развивается в природной среде и как взрослые могут ему в этом помочь.

Ключевые слова: игры с природным материалом, сенсорное восприятие, свойства предметов, сенсорные эталоны.

Публикация «Игры с природой» размещена в разделах

Играть любят все: и взрослые, и особенно дети. Только игры (реальные или виртуальные) различаются по жанру, интересам и предметами.

Во всех магазинах представлено огромное количество разнообразных игрушек и на любой вкус. Многие родители без разбора покупают игрушки, навязанные рекламой, или приобретают по просьбе ребенка: «Такую же игрушку хочу, как у Миши». Но не всегда выбранная взрослыми игрушка приносит пользу для ребенка. Вспоминаю последний мой поход по магазинам игрушек. Мне предстояло выбрать подарок крестнику. На полках стояли непонятные «одноглазые» монстры, мягкие зеленые зайцы и синие коты, куклы, далеко напоминающие человека, «круглые» животные «Смешарики» и т. п.

Да, это дань моде мультипликации, но ребенок познает мир через органы чувств, что видит, слышит, осязает и т. д.

А как же ориентиры в мире – сенсорные эталоны, которые ребенок должен усвоить. Как у ребенка происходит развитие восприятие свойств предметов: расположение их в пространстве, а также узнавание формы, цвета, величины, запаха, вкуса и т. д.

В современном мире происходит искажение полученных знаний об окружающем мире – перенасыщение непроверенной информации СМИ и сети Интернет, что может привести к нарушению жизненных ориентиров детей.

В мире все меняется, природа живет по своим законам (трава, листочки деревьев меняют цвет в зависимости от сезона). Так и природные материалы для игр могут менять свойства, например, при взаимодействии воды и песка.

Последние годы много и часто говорят о «развивающем обучении», возрождаются методики М. Монтессори, Ф. Фребеля, игровые средства DUSIMA и т. п., но для нас, родителей, необходимо разобраться не только в методах воспитания и создать специальную развивающую среду, но и приобрести дидактические материалы. Интерактивные песочницы также затратны для домашнего использования. Существует много центров развития, использующих природные материалы в своей деятельности, но мы не всегда в силу занятости и финансового положения можем отвезти туда своих чад.

Человек является частью природы, так почему же не начать развивать ребенка в природной среде. Она доступна, природные материалы экологичны, не токсичны, каждый природный объект неповторим. Яркий вид, необычность поверхности природных материалов, шумовые эффекты (моря – ракушки, стук семян в орешках или семян в коробочках мака) развивают органы чувств ребенка, мелкую моторику рук, фантазию, творчество, навыки исследовательской деятельности.

На прогулке легко удовлетворить детскую любознательность. Изготовление кормушек, скворечников, кормление птиц и животных развивает такие качества, как забота и бережливость. Прогуляйтесь в лес, соберите с ребенком шишки, веточки, растения для гербария, камешки с речки. Дети подолгу будут рассматривать собранный материал. Поиграйте с листьями лопуха в «зонтики». Плетите венки, составляйте букеты, девочкам понравится делать куколок из одуванчиков и цветов мальвы, а «маникюр» из лепестков космеи приведут их в восторг.

Пускайте кораблики (листочки, веточки, кусочки коры). Вслушивайтесь в звуки улиц, шелест листьев, шум шагов, гудение машин, шум дождя и грома, ветра и в стук града. Понаблюдайте, как в лужах купаются птицы. Вы увидите, что в ребенке на уровне природного инстинкта живет маленький строитель (возведение башни из банок, посуды и т. п., строительство «домики – шалаши», желание рыть и копать).

Практикуйте «стихийное» рисование палочкой по песку и земле. Стройте песочные замки, не пугайтесь испачкаться, смело ковыряйтесь в песке у водоемов. Дома обустройте кинетическую песочницу, и вы сможете стать настоящими мультипликаторами, используя «песочную» анимацию. Зимой в теплый день выйдите всей семьей во двор, постройте снежную крепость, снеговика или соорудите снежную горку для ребят, поиграйте в «снежки» или оформите цветными льдинками дворовую елку. Положительные эмоции и яркие впечатления вам обеспечены.

На даче желательно устроить ребенку «уголок», где будет «экспериментальная площадка» для игр с песком, водой, глиной и т. п. Приобретите всевозможные совочки, леечки, воронки, ведерки, формочки, машинки с кузовом и т. п. Посадите семена растений, понаблюдайте за их ростом, ухаживайте за ними вместе. Соберите урожай, пусть ребенок участвует в его переработке (узнает, что овощи маринуют, из ягод и фруктов можно сварить варенье).

Дома на кухне тоже ребенку будет интересно нанизывать макароны на ниточку, обследовать свойства продуктов и предметов (цвет, вкус, холодное-горячее). Пусть дети помогают перебирать фасоль, горох, украшать блюда или стол. На подносе можно рисовать на манке, соли и т. п. Соленое тесто – лучшее средство для лепки (изготовление игрушек и атрибутов для игр).

В ванной можно играть с мылом, рисовать пеной, пускать мыльные пузыри, используя пену и соль для ванны разных цветов и природных запахов. В арсенале должны быть губки, баночки, деревяшки, ракушки, камушки и т. п.

Создавайте неповторимые вещи, радующие глаз. К Новому году можно собрать композицию из еловых веточек, шишек и т. п. Это поможет скрасить холодные зимние вечера. А как приятно близким и друзьям к любому торжеству принять подарок, который изготовлен из природного материала. Или закрепить воспоминания о летнем отпуске на море в создании рамочки для фото из ракушек. Совмещая элементы игр и труда, повышается творческая активность ребенка.

В процессе постепенного усложнения игровых задач и изменения условий игр ребенок развивается в гармонии со своими чувствами и эмоциональной гармонией с природой. А разнообразная детская деятельность с использованием природного материала расширяет сенсорный опыт детей. Взрослым необходимо включаться в детскую игру, подсказывать новые варианты игры, новые действия, предлагать материалы, готовить атрибуты для игр. И вы увидите, насколько увлекательным, познавательным будет ваш досуг с ребенком. В игре он научится считать, закрепит знания о свойствах предметов. А все материалы вы можете взять в ближайшем окружении, не затрачивая на это много средств, сил и времени.

Развивайте заложенные природой способности своего ребенка, которые он проявляет в игре. Не запрещайте детям взаимодействовать самостоятельно с природой. Пусть пачкается, таскает, сыпет, переливает, пробует, строит, мастерит, творит. Станьте для педагогов образовательных учреждений помощником по сенсорному воспитанию. Смело включайтесь в процесс, творите вместе с ребенком!

Публикации по теме:

Мое увлечение «Цветы-чудо, сотворенное природой»Мое увлечение «Цветы-чудо, сотворенное природой» Чудо, сотворенное природой. Сентябрь. Жаркое и засушливое лето закончилось, но в саду по-прежнему ярко и красочно. Для того чтобы люди радовались.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоочерк «Чудо, сотворенное природой!»Фотоочерк «Чудо, сотворенное природой!» Между морем и заливом, удивляя красотой, Тянется полоска суши. Мы зовем её косой. Было время, жили КУРШИ на песчаной полосе. Курши имя своё.

Фотоотчет об экологическом фестивале «Вместе с природой»Фотоотчет об экологическом фестивале «Вместе с природой» Доброго всем времени суток, дорогие друзья и гости моей странички! Рада всех приветствовать на своей страничке, долгое время не посещала.

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой»Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой»Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой» Уважаемые родители! Учите ребёнка наблюдать. Наблюдения являются одним из важнейших средств познавательного развития. Наблюдения расширяют.

Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы - живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

Неделя «Наедине с природой»Неделя «Наедине с природой» Тематическая неделя «Наедине с природой» Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Экологическую культуру у детей.

Прогулка. Наблюдение за природойПрогулка. Наблюдение за природой Прогулки в детском саду - это не только средство закаливания, они также помогают осуществить всестороннее развитие детей. Цель:формировать.

Стенгазета «Царство животных» (итоговая НОД по ознакомлению с природой)Стенгазета «Царство животных» (итоговая НОД по ознакомлению с природой) Наше итоговое занятие по ознакомлению детей с природой было очень насыщено и интересно. Ребятам было интересно в процессе творческой работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с природой
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 17:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с природой» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД