Надежда Ковалева
Игры с природой
Играем с природой
Ковалева Надежда Александровна, воспитатель
БДОУ г. Омск «Детский сад №358 комбинированного вида»
Аннотация. В данной статье мы приведем ряд рекомендаций для родителей применения природного материала в игровой деятельности детей как средства развития сенсорного восприятия. Как ребенок развивается в природной среде и как взрослые могут ему в этом помочь.
Ключевые слова: игры с природным материалом, сенсорное восприятие, свойства предметов, сенсорные эталоны.
Публикация «Игры с природой» размещена в разделах
Играть любят все: и взрослые, и особенно дети. Только игры (реальные или виртуальные) различаются по жанру, интересам и предметами.
Во всех магазинах представлено огромное количество разнообразных игрушек и на любой вкус. Многие родители без разбора покупают игрушки, навязанные рекламой, или приобретают по просьбе ребенка: «Такую же игрушку хочу, как у Миши». Но не всегда выбранная взрослыми игрушка приносит пользу для ребенка. Вспоминаю последний мой поход по магазинам игрушек. Мне предстояло выбрать подарок крестнику. На полках стояли непонятные «одноглазые» монстры, мягкие зеленые зайцы и синие коты, куклы, далеко напоминающие человека, «круглые» животные «Смешарики» и т. п.
Да, это дань моде мультипликации, но ребенок познает мир через органы чувств, что видит, слышит, осязает и т. д.
А как же ориентиры в мире – сенсорные эталоны, которые ребенок должен усвоить. Как у ребенка происходит развитие восприятие свойств предметов: расположение их в пространстве, а также узнавание формы, цвета, величины, запаха, вкуса и т. д.
В современном мире происходит искажение полученных знаний об окружающем мире – перенасыщение непроверенной информации СМИ и сети Интернет, что может привести к нарушению жизненных ориентиров детей.
В мире все меняется, природа живет по своим законам (трава, листочки деревьев меняют цвет в зависимости от сезона). Так и природные материалы для игр могут менять свойства, например, при взаимодействии воды и песка.
Последние годы много и часто говорят о «развивающем обучении», возрождаются методики М. Монтессори, Ф. Фребеля, игровые средства DUSIMA и т. п., но для нас, родителей, необходимо разобраться не только в методах воспитания и создать специальную развивающую среду, но и приобрести дидактические материалы. Интерактивные песочницы также затратны для домашнего использования. Существует много центров развития, использующих природные материалы в своей деятельности, но мы не всегда в силу занятости и финансового положения можем отвезти туда своих чад.
Человек является частью природы, так почему же не начать развивать ребенка в природной среде. Она доступна, природные материалы экологичны, не токсичны, каждый природный объект неповторим. Яркий вид, необычность поверхности природных материалов, шумовые эффекты (моря – ракушки, стук семян в орешках или семян в коробочках мака) развивают органы чувств ребенка, мелкую моторику рук, фантазию, творчество, навыки исследовательской деятельности.
На прогулке легко удовлетворить детскую любознательность. Изготовление кормушек, скворечников, кормление птиц и животных развивает такие качества, как забота и бережливость. Прогуляйтесь в лес, соберите с ребенком шишки, веточки, растения для гербария, камешки с речки. Дети подолгу будут рассматривать собранный материал. Поиграйте с листьями лопуха в «зонтики». Плетите венки, составляйте букеты, девочкам понравится делать куколок из одуванчиков и цветов мальвы, а «маникюр» из лепестков космеи приведут их в восторг.
Пускайте кораблики (листочки, веточки, кусочки коры). Вслушивайтесь в звуки улиц, шелест листьев, шум шагов, гудение машин, шум дождя и грома, ветра и в стук града. Понаблюдайте, как в лужах купаются птицы. Вы увидите, что в ребенке на уровне природного инстинкта живет маленький строитель (возведение башни из банок, посуды и т. п., строительство «домики – шалаши», желание рыть и копать).
Практикуйте «стихийное» рисование палочкой по песку и земле. Стройте песочные замки, не пугайтесь испачкаться, смело ковыряйтесь в песке у водоемов. Дома обустройте кинетическую песочницу, и вы сможете стать настоящими мультипликаторами, используя «песочную» анимацию. Зимой в теплый день выйдите всей семьей во двор, постройте снежную крепость, снеговика или соорудите снежную горку для ребят, поиграйте в «снежки» или оформите цветными льдинками дворовую елку. Положительные эмоции и яркие впечатления вам обеспечены.
На даче желательно устроить ребенку «уголок», где будет «экспериментальная площадка» для игр с песком, водой, глиной и т. п. Приобретите всевозможные совочки, леечки, воронки, ведерки, формочки, машинки с кузовом и т. п. Посадите семена растений, понаблюдайте за их ростом, ухаживайте за ними вместе. Соберите урожай, пусть ребенок участвует в его переработке (узнает, что овощи маринуют, из ягод и фруктов можно сварить варенье).
Дома на кухне тоже ребенку будет интересно нанизывать макароны на ниточку, обследовать свойства продуктов и предметов (цвет, вкус, холодное-горячее). Пусть дети помогают перебирать фасоль, горох, украшать блюда или стол. На подносе можно рисовать на манке, соли и т. п. Соленое тесто – лучшее средство для лепки (изготовление игрушек и атрибутов для игр).
В ванной можно играть с мылом, рисовать пеной, пускать мыльные пузыри, используя пену и соль для ванны разных цветов и природных запахов. В арсенале должны быть губки, баночки, деревяшки, ракушки, камушки и т. п.
Создавайте неповторимые вещи, радующие глаз. К Новому году можно собрать композицию из еловых веточек, шишек и т. п. Это поможет скрасить холодные зимние вечера. А как приятно близким и друзьям к любому торжеству принять подарок, который изготовлен из природного материала. Или закрепить воспоминания о летнем отпуске на море в создании рамочки для фото из ракушек. Совмещая элементы игр и труда, повышается творческая активность ребенка.
В процессе постепенного усложнения игровых задач и изменения условий игр ребенок развивается в гармонии со своими чувствами и эмоциональной гармонией с природой. А разнообразная детская деятельность с использованием природного материала расширяет сенсорный опыт детей. Взрослым необходимо включаться в детскую игру, подсказывать новые варианты игры, новые действия, предлагать материалы, готовить атрибуты для игр. И вы увидите, насколько увлекательным, познавательным будет ваш досуг с ребенком. В игре он научится считать, закрепит знания о свойствах предметов. А все материалы вы можете взять в ближайшем окружении, не затрачивая на это много средств, сил и времени.
Развивайте заложенные природой способности своего ребенка, которые он проявляет в игре. Не запрещайте детям взаимодействовать самостоятельно с природой. Пусть пачкается, таскает, сыпет, переливает, пробует, строит, мастерит, творит. Станьте для педагогов образовательных учреждений помощником по сенсорному воспитанию. Смело включайтесь в процесс, творите вместе с ребенком!