Татьяна Васильевна Ивашина
Игры для ориентирования в закрытом и открытом пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на ориентирование в закрытом и открытом пространстве
"Прятки"
Цель: развитие внимания, скорости реакции и умения ориентироваться в открытом пространстве.
Оборудование: -
Публикация «Игры для ориентирования в закрытом и открытом пространстве» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Содержание: Все игроки делятся на две команды, которые возглавляются капитанами. По жребию определяется, кто будет прятаться, а кто искать. Для игры назначается место (дерево, стена, дверь и т. д.) - "город", куда игроки должны бежать. Тех, кто должен спрятаться, забирает капитан команды, показывает им места, где можно спрятаться, и возвращается к команде, которая должна искать тех, кто спрятался. Капитан ходит вокруг, все время крича: "Мы есть. (называет местоположение!". Это помогает его команде сориентироваться : оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если наблюдающие замечают хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место, где он прячется, а сами всей группой бегут в "город". Команда, которая прибыла в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может выбежать и захватить "город" еще до того, как станет известно местонахождение соперников, или после того, как их увидят.
"Дорога в школу"
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память и умение составлять схему маршрута.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было рядом с ней, в каком направлении к ней идти, где повернуть и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
"Бег к реке"
Цель: развить скорость, умение ориентироваться на открытом пространстве, укрепить мышцы тела.
Оборудование: мел, камни.
Содержание: Нарисуйте линию, обозначающую берег, и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Игроки выстраиваются в линию вдоль "берега". По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают камень "со дна" и, прибежав обратно, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.
"Всадник"
Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованность в движениях.
Оборудование: -
Содержание: Игроки делятся на пары: один - "лошадь", другой - "наездник". Игрок "лошадь" вытягивает руки назад и вниз, игрок "наездник" разводит их в стороны. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Затем победитель пары соревнуется с победителем другой пары.
Игры на ориентирование в пространстве с ориентиром "от себя"
и "от предметов"
"Кто правильно назовет".
Цель: стимулировать способность определять пространственные соотношения между собой и окружающими предметами.
Оборудование: -
Содержание: В игре ребенок показывает свою правую руку и называет то, что находится справа, а затем его просят закрыть глаза, несколько раз повернуться в одном месте. Затем откройте глаза, снова покажите правую руку и назовите то, что находится справа от него. Таким образом, работа ведется и левой рукой.
"Кто из детей находится близко, а кто далеко?"
Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".
Оборудование: -
Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет, кто из детей к нему ближе, кто дальше.
"Вратарь"
Цель: закрепить у ребенка навыки ориентации относительно самого себя, развитие скорости реакции, точности движений.
Оборудование: мяч
Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая его, куда должен полететь мяч. Ребенок должен заставить вратаря двигаться в заданном направлении.
Ребенок: Меня не зря называют вратарем: я всегда буду ловить мяч.
Учитель: Раз, два, три - вправо (влево, прямо) мяч, смотрите!
Игры на ориентирование в пространстве с помощью запоминаемых анализаторов
"Автомобильные гонки"
Цель: научить детей определять направления движения объектов с помощью слуха, обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.
Оборудование: 2 машинки разных цветов, размеров, способы управления (обычные и инерционные, темная повязка на глаза.
Содержание: ребенку предлагаются 2 машинки. Ребенок, рассматривая их, отмечает цвет, размер и звук, издаваемый при движении. Затем дети закрывают глаза и им предлагается с помощью безопасного анализатора (слуха) определить и рассказать, в какую сторону от вас сейчас уехала машина, какого она цвета и размера.
"Жмурки с колокольчиком"
Цель: научить детей определять направление движения предметов с помощью слуха.
Оборудование: темная повязка на глаза, колокольчик.
Содержание: из числа детей выбирается водитель. На ребенка, который ведет машину, надевается темная повязка. У других детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе движения звонит в него. Водящий следует на звук, стараясь попасть в ту, у которой есть колокольчик.
Игры на ориентацию в пространстве в процессе движения
"Найди игрушки"
Цель: научить детей перемещаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, использовать пространственную терминологию в речи.
Оборудование: различные игрушки
Содержание: Детям сообщают, что все игрушки спрятаны. Чтобы их найти, нужно внимательно выслушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. Обнаружив игрушку, ребенок рассказывает, в каком направлении он пошел, в какую сторону повернул, где нашел игрушку.
"Разведчик"
Цель: закрепить умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, научить их составлять маршрут своего пути, развивать память.
Оборудование: лист бумаги, карандаш
Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты разведчик. Тебе нужно добраться до секретного объекта (кабинет медсестры, логопеда, психолога, кухня, запомнить свой путь и все, что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору, какие предметы встречались ему на пути, что было справа, слева от него. Впоследствии ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.
"Скок-прыжок"
Цель: развитие осознанности, умения ориентироваться, укрепление мышц ног.
Оборудование: мел
Содержание: На игровой площадке рисуется круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие круги диаметром 30-35 см для каждого участника игры. В центре большого круга находится водящий. Водящий говорит: "Перепрыгивай!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружочками, прыгая на одной ноге. Водящий пытается занять место одного из игроков, тоже прыгая на одной ноге. Тот, кто остался без места, становится водящим.
"Автомобильные гонки"
Цель: научить детей определять направления движения объектов с помощью слуха, обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.
Оборудование: 2 машинки разных цветов, размеров, способы управления (обычные и инерционные, темная повязка на глаза.
Содержание: ребенку предлагаются 2 машинки. Ребенок, рассматривая их, отмечает цвет, размер и звук, издаваемый при движении. Затем дети закрывают глаза и им предлагается с помощью безопасного анализатора (слуха) определить и рассказать, в каком направлении от вас сейчас уехала машина, какого она цвета и размера.
"Жмурки с колокольчиком"
Цель: научить детей определять направление движения предметов с помощью слуха.
Оборудование: темная повязка на глаза, колокольчик.
Содержание: из числа детей выбирается водитель. На ребенка, который ведет машину, надевается темная повязка. У других детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе движения звонит в него. Водящий следует на звук, стараясь попасть в того, у кого колокольчик.
Игры на ориентирование в
микропространстве "Художник"
Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости, закрепление умения разбираться в пространственной терминологии.
Оборудование: фоновая картинка, сюжетные картинки.
Содержание: Говорим ребенку: Представь, что ты художник, а я твой ассистент. Сейчас мы создадим картинку. Я назову тебе место и образ, который ты должен будешь изобразить в этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
"Волшебный сундучок"
Цель: закрепить навыки ориентации в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".
Оборудование: "сундучок", маленькие игрушки
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть, разузнать несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а воспитатель раскладывает эти игрушки на 2 полки комода. Ребенок вставляет ручки в "рукава" и, рассматривая те же предметы, которые уже находятся внутри сундука, рассказывает, где они находятся.
"Разноцветное путешествие"
Цель: закрепить умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, маленькая игрушка.
Содержание: Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из ячеек разного цвета. На первый квадрат помещается игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление движения игрушки командами: на 1 ячейку вверх, на две вправо, стоп! Где оказался ваш герой? Ребенок видит цвет клетки, на которой остановилась его игрушка, и в соответствии с цветом придумывает местоположение своего героя. ( Например: синяя клетка может указывать на то, что герой прибыл к морю, зеленая - на лесную поляну, желтая - на песчаный пляж и т. д.).
"Бабочка"
Цель: закрепить умение ориентироваться в микропланшетах, пробудить интерес к чтению, закрепить навыки чтения.
Оборудование: поле с буквами.