Алла Пронина
Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах
▼ Скачать
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в логопедической работе. Такая работа способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серий слогов развивает артикуляционный праксис, переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать у детей фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память (запоминание заданного количества слогов, формировать умение выражать эмоции мимикой (смешарики «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.).
Публикация «Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2014
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой) .
С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.
Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Произнесение слогов с разной интонацией способствует формированию интонационной выразительности речи.
Механическое повторение слогов и слоговых сочетаний для ребенка процесс неинтересный и скучный, а значит, малорезультативный. Чтобы заинтересовать детей, следует включать в работу как можно больше игровых приемов. Для стимуляции интереса малышей необходима наглядность.
Я предлагаю воспроизводить различные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) с помощью игрового пособия «Разговорчивые смешарики», где происходит запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, выражение эмоционального состояния при помощи интонации и мимики, запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально, выражающее разное настроение детей (возмущение, спокойствие, радость — огорчение, недовольство). Кроме этого, происходит развитие мелкой моторики и самомассаж при помощи движений пальцев рук по различной шероховатой поверхности. Также происходит анализ произносимых слогов с помощью обозначенных соответствующим цветом сигнальных карточек. Происходит развитие речеслухового внимания и памяти (запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру-ры; запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму-шмы, сто-сты-сту-сты; запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта). Все фигуры в игре подвижны (прикреплены на ленту дурасил (самоприклеивающаяся, возможность поменять героев местами и изменить слог для проговаривания. Дорожки от смешарика к смешарику разного качества покрытия – крупного, жёсткого и мелкого, мягкого.
Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.