Ольга Столбина
Консультация для родителей «Игры и упражнения для подготовки руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение ориентироваться в пространстве – это важная предпосылка для многих видов обучения.
Пусть ребенок покажет правую руку, затем левую. Если ребенок затрудняется, назовите и покажите левую руку ребенка, а ребенок пусть повторит.
Далее, необходимо поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой. Затем преступаем к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха. Затем переходим к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой. Затем ребенок определяет пространственные соотношения между двумя – тремя предметами или изображениями. Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?» и т. п.
Одним из эффективных способов подготовки руки к письму является раскрашивание. Раскрашивая любые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется в работе пользовать цветные карандаши, а не фломастеры.
Так же нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином, глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Необходимы и упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Слепите из пластилина геометрические фигуры, буквы, цифры, затем пусть ребенок отгадает слепленные буквы закрытыми глазами. Предложите ребенку собрать карандаши, медленно, поднимая каждый карандаш со стола, определенными пальчиками. Ребенок собирает карандаши одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.
Можно одновременно левой и правой рукой медленно сминать и расправлять листы бумаги.
Еще один вариант - берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.