Дарья Викторовна Матвеева
Игры и пособия своими руками с использованием принтера, ламинатора и немного фантазии
Серия наглядно-дидактических пособий "Грамматика в картинках" предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 л. в детском саду и дома.
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
Публикация «Игры и пособия своими руками с использованием принтера, ламинатора и немного фантазии» размещена в разделах
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Папка-передвижка «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ПОЛИСЕМИЯ»
Папки-передвижки – это графически оформленный материал для родителей, воспитателей и, конечно же, детей. В такую папку можно поместить любую, необходимую информацию для родителей.
Ламинированные карточки с картинками по теме «Многозначные слова»
Наглядные и раздаточные материалы.
В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.
Значение наглядного материала для дошкольников.
«Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.» © К. Д. Ушинский.
Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное мышление.
Картинки для развития словарного запаса, особенно нужны детям с нарушениями слуха.
Цели и задачи создания наглядного материала.
Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла.
Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность. Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует : осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала; формированию пространственных и количественных представлений; развитию абстрактного и логического мышления; совершенствованию речи и образного мышления; формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.
Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
Цель:
Познакомить детей с понятием «многозначные» слова.
Познакомить с разнообразием значений многозначных слов; учить понимать их значения с основой на наглядный материал. Формировать грамматический строй речи. Формировать психологическую базу речи. Развивать мышление, память, воображение, фантазию. Воспитывать умение вслушиваться в речь окружающих, замечать речевые и логические ошибки. Развивать чувство юмора. Развивать языковое чутьё, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений с многозначными словами.
Комплектация:
Ламинированные картинки.
Описание игры :
Определить, что на картинке изображено неправильно.
Например, у художника в руках кисть виноградная; у поросенка на носу железный пятачок; у гриба женская шляпка и т. д.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель:
Формировать у детей представление о многозначных словах. Познакомить с разнообразием значений многозначных слов; учить понимать их значения с основой на наглядный материал.
Комплектация:
Игровой материал: ламинированные карточки (74 шт.) с одной картинкой на многозначное слово.
Описание игры :
Воспитатель читает стихотворение:
Многозначные слова!
Их необычность такова:
Они – двойняшки, близнецы,
Озорные хитрецы!
Эти шустрые ребятки
Поиграть решили в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Выходите их искать!
В кармашек выставляются картинки, которые потом раздаются детям.
Наглядный способ толкования лексического значения многозначных слов заключается в подборе картинок к слову, которые определяют его разные значения.
С помощью нескольких разных картинок на карточках дети определяют, какое многозначное слово они обозначают, и назвать это слово (ключ, кран, гребешок, ручка, колокольчик, шляпка, коса и т. д.)
Дети подбирают нужные им карточки и объяснят свой выбор.
Например: «Мне нужен цветок колокольчик. Он по форме похож на колокол (маленький колокольчик)».