Лилия Михайлова
Консультация для воспитателей «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Ребенок в процессе решения проблемных задач открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путем открытия нового.
Нередко подготовка детей к школе сводятся к обучению их счету, письму, чтению. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно-волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые занимательные задачи для дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображения, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Игровые занимательные задачи
содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. На занятиях по ФЭМП такой материал включают в ход занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании: загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, в самом начале занятия используются несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики». Во внеучебное время занимательные математические игры можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей. Такие игры формируют важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения, дети учатся планировать свои действия, обдумывать свои действия. Эта работа активизирует мыслительную и творческую деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, в вопросе: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы
головоломки с палочками.
Их называют задачами на смекалку геометрического характера. Задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:
1. Задача на составление фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек: в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив 1 прямоугольник.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры: в фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получалось 3 квадрата.
Эти задачи для старшей и подготовительной группы раскрыты
в пособии З. А. Михайловой.
В методике «Палочки Кюирнера»
разработаны занятия по старшей, подготовительной группе. В старшей группе дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 < 7, 7 > 6, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивании палочек по сумме. В подготовительной к школе группе дети закрепляют состав числа из 2-х меньших (8 + 1 = 9, учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.
Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами»
также предшествует формированию одного из важнейших общеобразовательных умений – умение классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.
Игра с фигурами Дьенеща
также интересная для детей.
48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина. Игры с фигурами Дьенеща разнообразны и не ограничиваются вариантами. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.
Развитию логического мышления, сменами и сообразительности способствуют
логические задачи и упражнения.
Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь? и т. д.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.
Это игры «Тинграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо».
Дети учатся анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления.
Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино».
Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.
Игра «Кубики сома» или «Кубики для всех»
развивает образное и логическое мышление, самостоятельность поиска решения, настойчивость. Из конструктора дети складывают объемные фигуры: дома, башни, пирамиды и т. д.
Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их.
А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяснением значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.