Ольга Ледяйкина
Игровой проект «Венок дружбы»
Введение
Актуальность проекта : В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.
Публикация «Игровой проект „Венок дружбы“» размещена в разделах
Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность «Венок дружбы».
Цель проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва);
- вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
Развивающие:
- обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
Воспитательные:
- воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, родному краю;
- формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья;
- формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
- взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
1. Участники проекта : дети, родители, педагоги
Методы и формы работы: Беседы, рассказ воспитателяы, художественное слово, использования ТСО, рассматривание; наблюдение, дидактические игры. Проведение народных, календарных праздников и развлечений с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов Поволжья. Сюжетно-ролевые игры с целью освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; проведение народных подвижные игры, использование театрализованной деятельности.
2. Вид проекта : познавательно-игровой
3. Срок реализации: долгосрочный (1 год)
4. Ожидаемые результаты:
Повышение интереса у детей к традициям и обычаям, промыслам, художественныму творчеству народов Поволжья. Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. Продуктивное взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту
6. Материально-техническое оснащение: Географическая карта России; Государственные символы России, государственные символы республики Мордовия. Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.
Русские народные детские музыкальные инструменты; Театры – кукольный, настольный, пальчиковый; иллюстрации с изображением национальных костюмов.
7. Разработка проекта :
1 этап – подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Венок дружбы»
Содержание работы.
-Определение темы проекта, постановка цели и задач;
-Создать мотивацию для работы по проекту;
-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.
-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
2 этап – основной
Цель:
Организация деятельности по формированию основ толерантной культуры у детей ;
Реализация проекта ведется в следующих направлениях: педагоги и дети, дети и родители, педагоги и родители.
Работа по проекту строится в совместной деятельности с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
3 этап - заключительный
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Подведение итогов проекта. Анализ и оценка результатов проекта. Практический выход. Определение новых перспектив.
Список литературы:
1. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -96с.
2. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с. 40-43
3. Ветохина Асия Якуповна, Савельева О. В., Полынова В. К. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
4. Востружина Т. М. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения». М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.
5. М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. «Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет», Мозаика-Синтез; Москва; 2006
6. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М. : Эксо, 2007;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ
Дата Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь Беседа «Дружат дети всей земли»
Д/И «Кто здесь кто?
Анкета на выявление нравственных и жизненных позиций Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников»
Октябрь Беседа «Куклы из бабушкиного сундука»
Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов»
Д/И «Оденем куклу в национальный костюм» Консультация «Что такое толерантность» Анкетирование педагогов для самооценки толерантности «Черты терпимой личности»
Ноябрь Беседа «День народного единства»
НОД «16 ноября - Всемирный день толерантности»
Д/И «Собери флаг»
Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой»
Консультация «История празднования дня народного единства»
Декабрь Беседа «Народные праздники»
Д/И «Народные праздники» Памятки «Нити дружбы» Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов»
Январь Развлечение Праздник Рождества
Целевая экскурсия в минимузей «Изба старины» Консультация «Что можно рассказать детям про Рождество» Консультация «Календарные праздники России»
Февраль Рассматривание куклы в мордовском костюме
Д/И «Найди пару» Конкурс «Мой семейный герб» «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;
Март Развлечение «Широкая Масленица»
Д/И Консультация «Во что играли наши бабушки» Тематическая консультация «Толерантность и правовая культура дошкольников»
Апрель Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
Беседа «Народные куклы вчера и сегодня» Составление тематического альбома «Традиции нашей семьи» Оформлении тематической выставки при ознакомлении с предметами быта и культуры народов разных стран.
Май Создание фотовыставки «Мы дружные ребята» Фотовыставка «Мы дружные ребята» Презентация о результатах проделанной работы