Елена УФимцева
Игровой макет по правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой макет по правилам дорожного движения
[/b]
Автор : Уфимцева Елена Владимировна
Старшая группа
МБДОУ № 270
Цель: Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
-Научить детей понимать и различать дорожные знаки для пешеходов, закреплять название и назначение дорожных знаков; закреплять понятия «Подземный» и «Надземный» пешеходный переход.
-Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Публикация «Игровой макет по правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
-Развивать речь, память, мышление, внимание, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
-Вызвать интерес к соблюдению правил дорожного движения.
-Воспитывать внимательность, дисциплинированность, ответственное отношение к своей безопасности на улице.
-Способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.
Горизонтальный макет.
Макет предназначен для непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Макет представляет собой перекресток с надземным пешеходным переходом. К макету прилагаются мелкие предметы для обыгрывания, светофоры, дорожные знаки, здания,а также мелкие игрушки (машинки, фигурки человечков, животных и т. д.).
Данный макет рассчитан как для решения ряда образовательных, развивающих, воспитательных задач в совместном взаимодействии взрослого и ребенка, так и для самостоятельной деятельности детей.
Макет рассматривается как ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице, позволяет использовать усвоенные знания и наблюдения в игре, наполняя детей новыми впечатлениями.
Понятия и термины которые изучаем
на макете:
• Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
• Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
• Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
• Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
• Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
• Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части.
• Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
• Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
• Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
• Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель транспорта.
• Пешеходный переход - место, обозначенное для перехода через улицу.
• Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
• Дорожный знаки - знаки, регулирующие движения транспорта и пешеходов на проезжей части.
• Перекрёсток – место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.
Горизонтальный макет.
«Водители»
Цель: Ознакомление детей с правилами дорожного движения для водителей.
Краткое описание: Воспитатель в игровой форме сообщает, где и как должны двигаться машины. А потом просит показать на макете, как ведут себя надороге водители за рулем машин?
«Пешеходы»
Цель: Закрепление знаний детей о дороге и правилах поведения на ней.
Краткое описание: Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы? Дети берут в руки фигурки людей. Они – пешеходы. Пешеходы переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
«Выполни поручение»
Цель: Выполнение поручения, соблюдая правила безопасности.
Краткое описание: Игра, как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
«Светофор»
Цель: Закрепление знаний детей о транспортном и пешеходном светофорах и их сигналах.
Предварительная беседа: Какие виды светофоров вы знаете? Что означают сигналы транспортного светофора? Что означают сигналы пешеходного светофора?
Ход игры:«Включаем на макете светофор». По сигналам своих светофоров двигаются машины и пешеходы. Воспитатель следит за правильностью действий пешеходов и водителей.
«Виды транспорта»
Цель: Закрепление знаний детей о видах городского транспорта (пассажирский, грузовой, специального назначения)
Предварительная беседа: Вспомнить характерные отличия разных видов транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный); К какому виду транспорта можно отнести городской транспорт? Почему?
Краткое описание: Воспитатель предлагает детям разложить фигурки машин на группы по какому-либо признаку (Что перевозит? По чему передвигается? От чего работает? По наличию специальных звуковых сигналов и маячков).
«Наша улица»
Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о составляющих элементах улицы (дорога, дома, деревья, проезжая часть, тротуар и
т. д.) Развитие внимания детей.
Ход игры: Дети раскладывают на макете и перечисляют составляющие элементы нашей улицы.
«Найди безопасный путь»
Цель: Закрепление правил дорожного движения и поведения на дороге; развитие мышления,памяти, внимания, обогащение словарного запаса.
Подготовка к игре: Воспитатель спрашивает детей: - Везде ли можно переходить улицу? - Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу? - Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы? - Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны? - Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода? - Для чего на дороге нарисовали «зебру»?
Ход игры: Дети на макете отыскивают знаки, которые разрешают или запрещают переходить улицу. Разыгрывают различные ситуации на макете.
«Поставь дорожный знак»
Цель: Обучение детей различию дорожных знаков и обозначение ими соответствующих мест («Пешеходный переход», «Дети», «Проезд запрещён», «Автозаправочная станция» и др.) Воспитание внимания, навыков ориентировки в пространстве.
Краткое описание: Детям предлагается рассмотреть макет и расставить нужные дорожные знаки, объяснив их значение.
«Час пик»
Цель: Уточнение как дети запомнили правила дорожного движения. Развитие сообразительности, мышления, внимания. Воспитание дружеского взаимопонимания, умения ладить друг с другом.
Краткое описание: Одновременно играют дети-водители и дети-пешеходы, в игре участвуют все фигурки макета. Создаётся напряженная ситуация – «пробки» на дороге, больше пешеходов. Задача - не нарушить правила и не поссориться друг с другом.
«Что будет, если…»
Цель: Уточнение у детей, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; обучение устанавливать простейших причинно-следственных связей, развитие логического мышления.
Краткое описание: Проигрываются различные дорожные ситуации, предложенные детьми или воспитателем:
-Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
-Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где захотят?
-Что будет, если водитель не будет знать, что его ожидает впереди?
Использование мультяшных и сказочных персонажей.
Детям предлагается разыграть ситуацию с участием героев из любимых мультфильмов и сказок:
Крокодил Гена проводил Чебурашку в школу, а затем он хотел узнать расписание поезда, сходить в банк и снова вернуться за Чебурашкой. Проводите его и подскажите безопасный маршрут.
Маша («Маша и медведь») забыла как нужно переходить проезжую часть, если нет светофора. Она просит вашей помощи.
Вертикальный макет
Такие макеты имеют вид объемных плакатов и не предполагают дальнейшего использования в играх, однако и они несут свою учебную функцию — на них удобно изображать частные дорожные ситуации, сопровождаемые написанным сводом правил.
Это универсальный магнитный макет, с комплектом картинок: людей, машин, домов, дорожных знаков и элементов дороги. Универсальный потому,что ребенок начинает макетирование с нуля.
«Улицы большого города»
Ребёнок в этой игре главный герой. Он строитель своей дороги, он сам принимает решение на различные ситуации, учится анализировать их, проговаривать вслух о том, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо предпринять. Педагог является лишь помощником в разрешении то или иной ситуации.
Благодаря магнитному макету ребенок учится мыслить как конструктор, создавать как строитель, исследовать тот мир, который его окружает, а это значит двигаться вперед. Понимать – что «Я» делаю и что «Я» буду делать в окружающем мире безопасности.
«Путаница» или «Ситуации на дороге».
Этот вариант игры используется педагогом как элемент игрового тренинга по моделированию «дорожных ситуаций» на магнитной доске.
Цель: закрепить знания детей о знаках и правилах дорожного движения, развивать внимание, логическое мышление ориентировку на схеме дороги.
Предварительная работа: знакомство с дорожными знаками,
работа со схемами дороги, наблюдения.
Материал к игре: мольберт, схема дороги, знаки дорожного движения, транспорт, человечки.
Ход игры: воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно. Затем рассказывает детям историю про то, как злые духи решили навести в городе беспорядок и просит помочь
исправить положение.
Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки правильно. Объясняют что делают.
«Угадай, где что находится» [/b]
Материал: Комплект дорожных знаков и элементы дороги.
Цель: Развивать зрительную память, внимание.
Закрепить знания детей о знаках дорожного движения.
Ход игры:
1. Определить дорожные знаки.
2. Определить направление дорог.
3. Достроить дороги.
4. Определить расположение дорог и дорожных знаков.
5. Определить расположение светофоров и установить их.
6. Установить здания в соответствии с дорожным знаком.
«Угадай, где что стоит»
Материал: Комплект машин (разного вида транспорта,дорожные знаки и элементы дороги, объекты строений.
Цель: Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Закрепить знания о правилах дорожного движения.
Ход игры:
1. Определить направление машин.
2. Определить пространственное расположение предметов на плоскости.
3. Расположить на доске дорожные знаки, элементы дороги в соответствии изображенного объекта.
Вывод:
Таким образом, использование макетов по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольников, при обучении правилам дорожного движения позволяет сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности окружающих.
У детей развиваются четкие ориентировки на плоскости, умение фиксировать местоположение (точки предмета) и понимание пространственных отношений между различными предметами.
У детей формируются умения выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости и самостоятельно характеризировать пространственную размещенность объектов на макете пользуясь соответствующей терминологией.