Анна Филкова
Дидактическая авторская игра «Занимательный календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое пособие
Актуальность:
- дает много знаний о природе, о временах года, частях суток, и их признаках
- активно развивает связную речь и общение со сверстниками, что для моей группы очень важно;
- помогает освоить ориентировку на листе бумаги.
Игра имеет несколько вариантов – от простого к сложному (в зависимости от возраста детей и темпа усвоения). Игровое действие построено по типу лото. Идея игры – усвоение последовательности времен года и частей суток. Для начального уровня поля идут с подсказками (слева колонка времен года, верхняя строка – части суток). Знакомство с моделью, обозначающей время года и часть суток.
Публикация «Дидактическая авторская игра „Занимательный календарь“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2015
1. Для обучающего момента - я сама называю определенное время года и суток (весеннее утро, но самое трудное для детей – это умение ориентироваться на листе бумаги, т. е. соотносить время года с частью суток. Первоначально я даю словосочетание, обращая внимание на грамматическое построение речи. Дети выполнили задание, далее они должны доказать, что сделали верно (соотносят модель с той, которая была предложена, на перекресте). Усложнение в подготовительной группе – предложить выделить определенное словосочетание из предложения (На улице стоял ясный зимний день. Весенним вечером она любила гулять в парке.). А можно выбрать и из стихотворения:
Стоял погожий летний день
От солнца нас спасала тень…
2. Следующий этап – знакомство с символами. Дети уже знают последовательность. Дается цветное поле, на котором отображен тот же материал (соответственно времени года расположен определенный цвет). Закрепление пройденного материала на цветном поле. Дети выступают в роли ведущего, самостоятельно задают задание друг другу или воспитателю. Усложнение – воспитатель выкладывает несколько карточек (2-3) для начала с одним неправильным вариантом и предлагает ребенку найти ошибку (своеобразная игра в путаницу, после усвоения дети играют самостоятельно, распутывая сложный клубок. На этом этапе детям предлагается следующее цветное поле, на котором отсутствуют левая колонка с картинками времен года и верхняя строка с частями суток. Также в игровом пособии есть заведомо неправильные ответы (обманки, на выбор предлагается вариант – черные или белые кружки). Дети на слух исправляют ошибку ( Я выкладываю белый кружок на весенний день и говорю: «Зимнее утро», дети в ответ: «Нет. Это весенний день» и заменить схематической картинкой «весенний день»). Все это отрабатывается с воспитателем, а далее дети самостоятельно играют друг с другом.
3. В подготовительной группе. Мы начинаем работу с пустым полем. Я подвожу детей к пониманию того, что буквы – это первый звук слова, а цифры – части суток. Мы можем менять левую колонку с верхней, перенести с права налево, верхний – вниз, т. е. дети должны уметь хорошо ориентироваться на листе бумаги (пространственные представления). Если детям сложно, можно вернуться к моделям и картинкам (подставить к букве/цифре соответствующую картинку-схему или цветной кружок. Можно выложить все 3 или 2, или 1. Это творческое поле для развития фантазии. Далее дети могут самостоятельно придумывать свои варианты игры. В дальнейшем я буду еще придумывать варианты данного игрового пособия.