Людмила Васильевна Казинская
Игровая программа по экологии в старшей группе «Путешествие по заповедным тропинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая программа по экологии в старшей группе «Путешествие по заповедным тропинкам»
Цель: ; развитие познавательного интереса к природе, формировать представление детей о растительном и животном мире нашего края. выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства удивления и восхищения, создать у детей радостное настроения, вызвать желание участвовать в игровой программе.
образовательные:
o уточнить имеющиеся представления детей о предназначении заповедников;
Публикация «Игровая программа по экологии в старшей группе „Путешествие по заповедным тропинкам“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
o закрепить умение различать растения и животных;
o формировать представление об условиях среды;
o овладеть терминологией: заповедник, тайга, Красная книга;
• развивающие:
умение выделять главное, общее, частное;
применение полученных теоретических знаний при проведении игр;
формировать способность рефлексировать свою деятельность;
умение группировать предметы по общему признаку;
• воспитательные:
o воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;
o продолжить формирование основ экологической культуры;
o отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.
Оборудование, наглядные пособия:
• слайд-заставка"Живой мир"
• загадки о ягодах (морошка, черника, брусника, клюква);
• стихи о деревьях (ель, сосна, кедр, рябина, береза);
• мультимедио (звуки леса);
• картинки -птицы нашего края (дятел, синица,.);
• презентация (танец лягушат)”;
• корзинка
• ягоды (морошка, черника, брусника, клюква);
• рюкзак (компас, продукты, вода, спички, бумага, блокнот, карандаш, фотоаппарат)
• сказочные костюмы (хозяйка заповедника, ягодка, лесовичок, баба яга;)
• наборы карточек с изображением перелетных и зимующих птиц нашего края;
• .
Предварительная работа:
• Чтение рассказов о животных из книги «Знакомим дошкольников с миром животных»;
• Отгадывание загадок и чтение стихов о растениях нашего края. ;
• Отгадывание загадок и чтение стихов о птицах нашего края.
• Создание альбома «Животные нашего края"
• Организация выставки «Мой любимый уголок природы»
• Лепка «Одну ягодку беру, на другую смотрю»
Ход игровой программы
I. Вводная часть. Дети входят в зал, их встречает хозяйка заповедника
– Здравствуйте, дорогие гости! Ребята,я рада вас видеть, я- хозяйка заповедника. А вы знаете, что такое заповедник? (Ответы детей Заповедником может быть лес, парк, поле. Там растут редкие растения и живут редкие животные. Они охраняются законом. Там нельзя ничего рвать, нельзя охотиться на животных и птиц, потому что их осталось мало на земле, они занесены в Красную книгу.
Хозяйка заповедника : -А вы знаете, как нужно вести себя в природе? Давайте проверим.
Лес большой и таинственный, в нем легко заблудиться, как можно найти дорогу в лесу, если потеряли компас (Определить направление в лесу можно по муравейнику- его крутой склон чаще всего пристроен к дереву и направлен на север; грибы, как правило, растут с северной стороны).
Вы пришли в лес. Вдруг увидели: сидит на тропинке маленький взъерошенный птенец, испуганно смотрит на вас и жалобно открывает клюв. Что вы будете делать в этой ситуации? Почему (Птенца ни в коем случае нельзя трогать! Если его пожалеть и взять домой- возможно он погибнет: выкормить его очень трудно, да и неизвестно, чем кормить. А птенец совсем не потерялся. Это родители обучают его летать, находить пищу, прятаться от врагов. Они где-то рядом и с тревогой наблюдают за происходящим.)
На лесной поляне вы увидели редко встречающиеся красивые растения. Рука так и тянется сорвать их! Как поступить? (Прежде чем сорвать цветок, надо подумать, а стоит ли это делать? Редкими стали в наших лесах красивые цветы, а все из-за бездумного их сбора. Срывают их из-за красоты, но полевые и лесные цветы быстро вянут, их приходиться выбрасывать по дороге. Лучше полюбоваться красотой цветка, срисовать его или сфотографировать и оставить цвести на лесной поляне).
На вашем пути встретился большой муравейник. Муравьи снуют взад-вперед. Как вы будете вести себя при встречи с ними? (Муравьи очень ценные насекомые, и трогать их нельзя! Можно понаблюдать, как маленькие муравьишки тащат добычу в свой муравейник. Если найдутся колышки и топорик, можно огородить муравейник).
Хозяйка заповедника :
–Молодцы.
Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.
Прежде чем отправиться в путешествие по заповедным тропкам нужно взять с собой все необходимое:
Игра “Собери рюкзак ”.
Детям дается рюкзак,предметы.
Игровая задача : собрать в путешествие рюкзак.
Примерный перечень предметов: компас, продукты, вода, спички, бумага, игрушки и т. д.
Игра проводится в форме эстафеты.
Хозяйка заповедника : – Вы все правильно собрали.
Все готовы с нами в путь?
Только знанья не забудь.
Будь внимателен и смел,
Чтоб везде со мной поспел
А чтобы вы не заблудились,я даю вам карту путешествия.
Друга за руку возьмем, по тропинке в лес пойдем
1остановка:.Ягодная поляна
Детям дается корзинка.
Игровая задача : собрать ягоды после того как дети отгадают загадку
Примерные карточки: ягоды (морошка, черника, брусника, клюква)
Примерные загадки:
-Ягодка-фонарик
Сладостью одарит. (морошка)
-Черненькая, маленькая
К осени появилась
Ребятам полюбилась (черника)
-Красновата появилась,
Красным девкам полюбилась (брусника)
-Осень уронила бусинки на мох,
В туесок собрал их маленький Тимох,
Но когда попробовал, сморщился
-Ох, ох.
Даже горсти ягод, мальчик съесть не смог (клюква)
Ход игры: Детей на полянке встречает девочка -Ягодка. Ягодка загадывает загадки о ягодах, дети отгадывают загадки и собирают их на полянке.
– Вы все загадки отгадали,мои ягоды собрали, мне очень весело было с вами, возьмите меня с собой.
Друга за руку возьмем, по тропинке в лес пойдем.
2остановка В гостях у лесовичка.
Игровая задача :
Примерный перечень предметов: картинки деревьев (ель, сосна, кедр, рябина, береза,Карточки- буквы т. а. й. г. а.
Примерный перечень стихотворений:
Ели
Ели на опушке-до небес макушки
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата -елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
Кедр
Его баюкал летний зной, метели песни пели,
И умывался он росой в колючей колыбели
Копил он силы много дней
И влил их в ядра шишек,
Чтоб выкормить лесных зверей
И угостить мальчишек.
Сосны
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течении года
Ясной стояла погода.
Береза
Тонкая березка, ростом невеличка,
Словно у подростка у нее косичка.
Деревце на славу за год подросло
До чего кудряво, до чего бело!
Рябина.
Красненькую ягодку мне дала рябина, думала,
Что сладкая, а она, как хина. То ли эта ягода
Просто не дозрела то ль рябина хитрая подшутить хотела?
Ход игры Детей на полянке, встречает Лесовичок (ребенок).Здравствуйте, ребята! Я- лесовичок! Знаете ли вы, какие деревья растут в лесу? Дети читают стихи. Отгадайте мою загадку. Как называется сибирский лес?
Ведущий:- Ребята, давайте перевернем наши картинки, и буквы помогут нам узнать, как называется сибирский лес.
Дети выкладывают слово "тайга".
Лесовичок (ребенок).– Вы все деревья назвали, мое слово прочитали, мне очень весело было с вами, возьмите меня с собой.
Друга за руку возьмем, по тропинке в лес пойдем.
3 остановка (физминутка).
В таежном лесу часто встречаются болота, что бы попасть на следующую поляну, нужно перейти болото. А как перебраться через болото? Ответы детей.
Через болото перебраться вам помогут веселые лягушата.
Повторяйте движения за ними (зарядка "Ква")
Друга за руку возьмем, по тропинке в лес пойдем.
4 остановка. Игра "Наши друзья".
Детям раздаются карточки с изображением птиц
Игровая задача : отобрать перелетных и зимующих птиц.
Ход игры :Баба-Яга. Прилетел пестрый, шапка красная, нос вострый, по стволу носом постукал, выслушал и давай дырку долбить и долбит, долбит, долбит, покою совсем не дает.
Воспитатель. Здравствуй, Бабусечка-Ягусечка. А хочешь узнать, кто тебе спать не дает? Дети, вы узнали этого лесного жителя?
Дети: - Дятел
Ребенок:
- Он в своей лесной палате носит пестренький халатик.
Он деревья лечит: постучит и легче.
Воспитатель. А давайте дятлу поможем выдолбить дупло. (Игра «Ритмическое эхо», воспитатель выстукивает ритмы, дети повторяют)
Воспитатель. Теперь бабуся будешь спать спокойно, но кто это так красиво поет. (Звучат голоса птиц)
Баба-Яга. Это наши лесные певцы поют. Очень люблю их слушать. Воспитатель. А давайте покажем Бабе-Яге,какие птицы улетают, а какие остаются зимовать. (дети отбирают перелетных птиц и зимующих)
Воспитатель. Ну, Баба-Яга, проверяй.
Баба-Яга. Спасибо вам дети за помощь, никогда не забуду, век буду помнить и в трудную минуту помогу. мне очень весело было с вами возьмите меня с собой.
Друга за руку возьмем, по тропинке в лес пойдем.
Дети возвращаются.
Хозяйка заповедника :- Ребята, вам понравилось в моих владениях?
Воспитатель:- Давайте поблагодарим хозяйку, что бы лес нас всегда радовал, пообещаем, что будем соблюдать законы леса.
Чтение детьми стихотворения по строчкам.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают.
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.