вера маркова
Игротека «Сенсорные способности малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления родителей о сенсорном развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Познакомить с играми, направленными на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов.
Оборудование: Дидактические игры по сенсорному развитию, цветные флажки, деревянные геометрические фигуры, кубики пластмассовые и деревянные, картинки предметов разных форм, аудиозапись веселой детской музыки, оборудование для прослушивания музыки, три обруча – «домика» для фигур, небольшие предметы разных цветов, маленькие коробочки красного, синего, желтого, зеленого цвета, коробка побольше, игрушка мишка, платок, набор разноцветных геометрических фигур.
Публикация «Игротека „Сенсорные способности малыша“» размещена в разделах
Оформление зала: По периметру зала обозначены станции игры, соответствующим символом.
Ход
Сенсорика – от лат. sensus – чувство, ощущение. Сенсорное развитие малыша – это развитие
его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Развитие сенсорной системы : зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы данные нам природой должны работать, а для этого им необходима «пища».
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формирования сенсорных эталонов - цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.
Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском
саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.
В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит
накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Малыш с увлечением исследует предметы его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы : рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель – познание мира, остается неизменной.
И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время
очень увлекательные, а главное познавательные игры.
Предлагаю забыть на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда отправляемся в путешествие в страну Сенсорику! (Под веселую музыку играющие переходят от одной станции к другой)
А теперь начнем вращаться,
В ребятишек превращаться!
Станция «Цветная»
Отгадайте загадки. (Выбираются предметы соответствующего цвета).
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зеленый цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий цвет)
Игра «Разноцветные флажки»
Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания
и реакции детей. Так же помогает закрепить знание цвета.
(Для игры потребуется несколько разноцветных флажков)
Когда ведущий поднимает красный флажок, дети, а сегодня это вы, уважаемые родители,
должны, например, подпрыгнуть; зеленый - хлопнуть в ладоши; синий - шагать на месте, желтый - взяться за руки.
Игра «Разложи по коробочкам»
Игра учит находить предмет определенного цвета по образцу, помогает закрепить знание
цвета.
(Для игры потребуются небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки красного, синего, желтого, зеленого цвета, коробка побольше, игрушка мишка).
Перед вами несколько маленьких коробочек и коробочка побольше, в которой перемешаны
предметы разных цветов. Нужно разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом.
- Поможем мишке разобрать кубики.
Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.
Детям сначала предлагайте предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. каждого цвета). Со временем
количество предметов и цветов увеличить.
Станция «Фигурная»
Игра «Отгадай и назови фигуру»
Игра помогает закрепить знание геометрических фигур, развивает зрительную активность и
внимательность.
(На полу расположены геометрические фигуры в домике – обруче).
- Кто живет в этом домике? Какая фигура?
Ведущий показывает фигуру – участники называют. Ведущий ответ сопровождает стихотворением. Участники игры пальчиком обводят форму фигуры.
Ну, конечно, это он:
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон.
В треугольнике видны
Три угла, три стороны.
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Но не все фигуры знают свой домик. Поможем им?
Игра «Волшебный мешочек»
Игра помогает закрепить знание геометрических фигур, развивает тактильное восприятие
предметов.
Играющие по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет.
Игра «Прятки»
Те фигуры, которые играющие достали из мешочка (5 штук, воспитатель ставит к себе
на стол и просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого участники должны определить, какая фигура «спряталась».
Игра «Определи форму»
Каждому участнику игры раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог
демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, а дети поднимают геометрическую фигуру соответствующей формы.
Станция «Величина»
Ирга «Строим башни»
Предлагаю построить две башни: большую и маленькую. (Педагог объясняет и
привлекает родителей к участию в игре в качестве детей)
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышу построить башню, например,
красного цвета. Покажите красный кубик и поставьте его на пол: «Давай построим башню такого цвета! Найди такие же кубики!» Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их (такой - не такой). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой. Постойте маленькую башню, скажите «Вот какая у нас получилась маленькая красная башня. Давай построим большую красную башню» Закрепите: это большая, а это маленькая. В следующий раз можно предложить ребенку самостоятельно построить башни, домики.
Подвижная игра «Найди свой домик»
(Кочетова Н. П. «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», с. 97)
Станция «Игрушечная»
Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает.
Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (Демонстрация и обсуждение представленных игр, одну из выбранных родителями игр воспитатель обыгрывает с ними)
А теперь начнем вращаться,
И во взрослых превращаться.
Желаем успехов!