Михайлова Анастасия
Консультация «Играть, нельзя гулять»: Чем занять дошкольника в условиях самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
Играть, нельзя гулять: чем занять дошкольника в условиях самоизоляции
Неожиданно нагрянувший режим самоизоляции вызвал у родителей дошколят неоднозначную реакцию. Кто-то выдохнул, обрадовавшись шансу провести время с любимым чадом в непосредственной близости и вдоволь уделить ему время и внимание (то, чего так не хватало раньше в повседневной гонке «дом-работа-магазин-занятия в развивающих клубах и спортивных секциях»). А кого-то настигла мысль «Что я буду с ним делать целый день/неделю/месяц? Мне ведь еще и работать удаленно надо.». И те и другие должны понимать, что теперь многое будет по-другому.
Публикация «Консультация „Играть, нельзя гулять“: Чем занять дошкольника в условиях самоизоляции» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Сидим дома с пользой!
- Чем занять ребенка. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2020
Современные психологи предлагают относиться к любой изоляции как к прекрасной возможности заново познакомиться со своими детьми. Да, придется и кое-чем помочь, и подготовиться, но при правильной расстановке сил это может дать вам много ценного опыта и необычных, ярких эмоций.
Предлагаем вам идеи для будней в период самоизоляции, которые можно реализовать в пределах дома/квартиры. Они помогут провести время с интересом и вам, и детям. Игра — это всегда и развитие, и терапия, и адаптация. Игра – не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идет в детский сад. С помощью игры развиваются внимание, память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастает. Современное поколение детей не получает того количества стимулов в разных каналах восприятия, которое было бы важно. У них перестимулирован визуальный канал, остальные — часто дефицитарны. И разнообразные игры — это сенсорная интеграция (сенсорная депривация — недостаточное стимулирование сенсорных каналов). Для того чтобы занять ребенка 2-3 лет дома интересной и полезной деятельностью можно организовать игры по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.
Визуальный канал
• Раскрашивать раскраски (распечатки и книжки).
• Рисовать одновременно на одном листе.
• Рисовать зубной щеткой.
• Рисовать ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали).
• Рисовать с закрытыми глазами.
• Выкладывать рисунки нитками.
• Делать ангелов из макарон.
• Делать игрушки из втулок от туалетной бумаги.
• «Обрывная аппликация» — вначале на мелкие кусочки руками рвется или цветная бумага, или листки из журналов, затем из обрывков делается коллаж.
Вербальный канал
• Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке. Из этого же слова, написанного много раз, можно сделать рисунок.
• Из букв одного слова составлять другие слова. Например, из букв слова «трансформатор» можно придумать «торт», «трон», «март», «рот», «форма», «фарт» и прочее.
• Играть в «Телеграмму». На каждую букву загаданного слова придумать слово, так чтоб получилось предложение. Например, «СЛОН» — суровый лекарь открывает нашатырь.
• Петь.
• Говорить скороговорки.
• Играть в «Угадай предмет» (часть тела, транспорт, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Тактильный канал
• Игры с кинетическим песком. У нас есть «Раскопки динозавров» — промышленная игра с формочками. Спрятать в песок «сокровища», дети откапывает.
• Подносы с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы. Даже детям 8-9 лет это нравится.
• Игры с водой. Например, запускать кораблики по воде, перемещать их дыханием.
• Домашние бассейны с шариками.
• Узнавать предметы на ощупь. Эту игру любят и взрослые дети. Можно предлагать различать продукты на вкус, специи и продукты — по аромату.
Аудиальный канал
• Слушать тишину.
• Закрыть глаза и различить как можно больше звуков.
• Написать букву «р» — в строку от совсем маленькой до огромной. А в другой строке от огромной до маленькой. Просить ребенка, чтоб произносил звук, повышая громкость (чем меньше буква, тем тише голос).
• С закрытыми глазами угадывать, по какому предмету ударили (ложкой, карандашом).
Пространственное восприятие
Такие игры стимулируют концентрацию и развитие долей мозга, связанных с математическими способностями, критическим мышлением.
• Змейка.
• Магнитный конструктор.
• Мозаики, которые потом можно проглаживать утюгом и получаются подставки под чашки.
• Оригами.
• Джанга.
• Микадо. Можно вместо промышленных «палочек» использовать карандаши, ложки.
• Шашки, шахматы, домино.
• Пазлы.
• Можно учить детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме.
• Запускать волчки, наблюдать за их кружением.
• Домашний квест, поиски сокровищ.
• Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре. Можно говорить — «вправо», «влево», «прямо». А можно молча — прикасаясь к правому, левому плечу, спине.
Оральный праксис и игры с дыханием
• Мыльные пузыри.
• Аэробол. Дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, «задувая» голы).
• Задувать свечи.
• Стараться поддерживать в воздухе легкий предмет — например, перо.
• Вместе петь.
• Через широкие коктейльные трубочки дуть на шарик из бумаги — попадать им в «цель».
Социальные игры
• Ролевые игры с куклами и игрушками, домашний театр.
• Теневой театр.
• Можно вместе заниматься кулинарией, играть в ресторан. Это здорово помогает, когда нужно быстро приготовить обед. Усадить ребенка за рисованием меню.
• Варить вместе шоколад.
• Делать мини-спектакли, записывать их на камеру телефона. Мы по дочкиным сказкам и рисункам иногда делаем фильмы.
• Делать домик из подушек и пледов — ходить в гости.
• Оркестр. Инструменты — все, что издает звук в доме.
Движение
• Твистер.
• Пальчиковый твистер.
• Прыжки на шаре-прыгунке. Вместо батута — прыжки на разрешённой подушке.
• Прятки.
• Битва подушками.
• Битва шариками.
• Танцуем «разное настроение». Если совсем мало места, можно ниткой выложить границы «танцпола» и ввести дополнительное правило — за них не выходить.
Важно помнить, что дети до 6 лет стремятся играть в «эгоцентрические» игры — по своим правилам. Но когда мы им предлагаем игру с установленными правилами, это готовит их ко «взрослой жизни» со следованиям определенным нормам. Это профилактика «социальной депривации».