Инесса Кривогорницына
Консультация «Играем всей семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Играем всей семьей.
Для ребенка нет ничего важнее семьи, поскольку изначально развитие и социализация ребенка берет свое начало в семейных традициях, семейном укладе, общих увлечениях и играх. При поступлении в дошкольное учреждение, ребенок узнает и осваивает то, чего не может дать семья в силу того, что родители не обладают необходимыми знаниями, методами и приемами воспитания и развития ребенка. Но ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в ней не задействована семья. А если семья и образовательное учреждение не в полной мере взаимодействуют друг с другом, то ребенок оказывается заложником этих отношений. Поэтому так необходимо тесное взаимодействие таких специалистов, как учитель-логопед, педагог-психолог и родители.
Публикация «Консультация „Играем всей семьей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Цель нашей статьи - привлечь членов семьи ребенка к сотрудничеству и обучению приемам коррекции речи и сохранения и укрепления психологического здоровья, а также гармонизации взаимоотношений в семье.
Не все дети чувствуют себя комфортно в кабинете у логопеда или психолога и только в домашней обстановке, в окружении своих любимых игрушек, когда родители находятся рядом, детям проще воспринимать материал, а такие проблемы, как боязнь сделать или ответить неправильно, стеснение, зажатость отходят на второй план.
Современный мир диктует свои правила, и родители вынуждены большую часть своего времени отдавать работе, поддерживать необходимый уровень жизни, в результате чего, на ребенка времени и сил не остается вообще. Дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
В связи с этим, мы предлагаем варианты проведения домашнего досуга, который не требует большого количества времени, специальной подготовки и специального оборудования.
Самое просто, но наиболее важное – это развитие мелкой моторики рук. Мы предлагаем вам несколько игр для детей от 2 до 7 лет.
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Кораблик
По реке плывёт кораблик, он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки, Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается: Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы, Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков,
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Приходя домой с работы, мы первым делом идем на кухню готовить ужин. А кухня в период готовки – это уникальная возможность общения с ребенком. Работая на кухне, вы можете предложить ребенку массу интересных игр. Перечислим некоторые из них.
Самое доступное – это крупа.
1. Игра «Прячем предмет».
Вооружившись лопаткой, мой ребенок пересыпал манку из одной емкости в другую. После все мы прятали предметы в крупу. Ребенок искал их, разрывая крупу руками или лопаткой.
2. Игра «Золушка».
Смешайте несколько круп, предложите малышу отделить одну крупу от другой. Для мелкой моторики рук ребенка полезны такие занятия. Вначале я смешала гречку с макаронами, но это оказалась слишком легкой задачей. Поэтому мы гречку смешивали с рисом.
3. Игра «Дорожки».
Предложите ребенку набрать в ладошку манку и сыпать дорожки. Можно нарисовать готовый простой рисунок и пусть малыш попытается по его контуру «рисовать».
4. Игра «Узоры».
Выкладывайте различные узоры, рисунки из макарон. Это могут быть и геометрические фигуры, цифры, и солнышко, цветочки и т. д.
5. игра «Юный дизайнер»
Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.
6. Настольный хоккей
Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.
7. Настольный керлинг
Положите на кухонный стол легко скользящий предмет (например, пластмассовую коробочку от маргарина или крышку от бутылки). На некотором расстоянии обозначьте границы мишени (например, поставьте по углам мишени чашки).
Щелчком толкните крышку так, чтобы она проскользила через стол и попала в область мишени, как в настоящем керлинге. А теперь предложите малышу самостоятельно поиграть в эту игру.
8. Боулинг
Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.
9. Кот в мешке
Подберите несколько небольших предметов разной формы (например, овощей, фруктов, или каких-то кухонных мелочей). Положите предметы в непрозрачный пакет. Засунув руки в пакет, ребенок должен ощупать предметы, по очереди назвать и вытащить их.
Можно разнообразить игру. Взять два пакета, и в каждый положить одинаковые наборы предметов. Малыш сначала должен вынуть предмет из одного пакета, а затем на ощупь найти такой же в другом.
10. Игра «Из пустого в порожнее»
Дети любят играть с водой, переливать ее из одного сосуда в другой. Если не боитесь луж, дайте своему малышу небьющиеся стаканчики, бутылочки, баночки. Пусть наливает в них воду, сидя на полу над тазиком, или стоя на стуле возле раковины.
Сказка – это удивительный инструмент, который помогает ребенку понять самые сложные вещи и ощутить себя принцессой или богатырем. Сказка развивает речь, память, образное и ассоциативное мышление. Речь идет именно о домашних семейных сказках или историях, которые могут продолжаться до бесконечности.
Варианты могут быть самыми разными.
Сказка по кругу. В эту игру можно играть, уютно расположившись дома, а можно и в дороге, и тогда путешествие будет совсем не утомительным. Итак, первый участник игры произносит первую фразу. Например, такую: «Жила-была одна маленькая девочка». Следующий участник подхватывает: «И была у нее пушистая собачка». Каждый вносит по очереди свою лепту в развитие сюжета. Порой сказка заканчивается через пять минут, а порой – продолжается в течение нескольких дней.
Рассказ по картинкам. Это чуть усложненный вариант «Сказки по кругу». Для него придется кое-что подготовить. Вам понадобится 10-20 карточек, на которых изображены самые разные вещи. Это могут быть люди, дома, мебель, пейзажи, натюрморты – все, что угодно. Для самых маленьких желательно, чтобы предметы были легко узнаваемыми, а для детей постарше можно выбрать фантастических персонажей или причудливые линии, складывающиеся в разные фигуры. Перед началом игры каждому участнику раздается, допустим, по 5 карточек. Задача игрока – продолжить фразу своего предшественника, используя любую свою карточку так, чтобы получилась связная история.
Сказки про все на свете. Говорят, что великий сказочник Андерсен мог придумать удивительную историю абсолютно о каждом предмете, который попадался ему на глаза: от швейной иголки до подорожника во дворе. Если вашему карапузу не нравится, например, лечиться во время болезни (а кому же понравится, придумайте всей семьей сказку про зловредного гномика, который во время прогулки залетает детям в носик и своим длинным колпачком щекочет нос и царапает горлышко. Боится он, понятное дело, соленой воды, которую на специальном вертолете доставили для такого случая Крокодил Гена и Чебурашка. Нужно только залить эту воду в носик и как следует высморкаться. А, быть может, у вас будет совсем другой герой?
Лото пользуется неизменной популярностью у многих поколений. Можно играть в классическое «Русское лото» с бочонками и цифрами, а можно опять же сделать его самостоятельно из одинаковых старых журналов, открыток и пр. Лото может быть универсальной игрой: ведь тему для него выбираете вы сами. Что в данный момент интересно для вас и ваших детей? География, музыкальная грамота, английские слова или картины французских импрессионистов? Любой предмет может стать сюжетом для карточки лото.
Что изменилось? Классическая игра на внимательность и память. Для самых маленьких можно поставить в ряд несколько игрушек, а потом, когда кроха закроет глаза, убрать одну из них или поменять местами. Теперь ваша очередь закрывать глаза, а малыш будет менять изначальную расстановку. Ребятишки, поднаторевшие в этом искусстве, ставят порой для родителей весьма непростые задачи.
Весь мир – театр Особенно для детей. Их мир состоит не столько из слов, сколько из жестов, мимики, интонаций. Дети поразительно точно могут их «считывать». На «бессловесных» способах общения и основаны многие театральные игры.
Вот, например, известная игра «Крокодил», которая отлично подходит для семейного досуга. Для нее требуется как минимум четыре человека. Игроки делятся на две команды. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, «самолет». Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и сообщают ему загаданное слово. Задача этого участника игры – не произнося ни единого слова, в пантомиме изобразить для своей команды загаданный предмет так, чтобы она его угадала. Отгадывающая команда может задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Игрок делает это кивком головы. Когда слово угадано, команды меняются ролями.
Можно устраивать и настоящие спектакли. Для самых маленьких зрителей больше подходят кукольные действа, а ребятишки постарше обожают наряжаться в «настоящие костюмы», гримироваться и играть по всем правилам высокого искусства. Может быть, вы захотите поставить спектакль к ближайшему дню рожденья? Причем, совсем не обязательно, чтобы это был детский юбилей. Папе, маме, бабушке или дедушке будет очень приятно увидеть спектакль, поставленный в их честь.
Творим вместе! А, может быть, вам захочется оставить потомкам какой-то вещественный результат вашей семейной деятельности? Для этого отлично подходит коллаж. Он не требует выдающихся художественных способностей, и принимать участие в его создании могут все – от мала до велика. Для начала приготовьте все, что вам может понадобиться во время работы: большой лист ватмана, старые журналы с качественными картинками или фотографиями, клей, ножницы, пластилин, наклейки, нитки, зубочистки… В общем, все, что считается дома ненужными мелочами. Теперь осталось вместе выбрать тему вашей будущей работы. Может быть, это будет мечта о поездке к морю или впечатления от похода в соседний лес? Или неведомый зверь «с десятью ногами, десятью рогами»? Дайте волю своей фантазии, и результат вас поразит до глубины души.
Но главное, вечера, проведенные вместе, и вы, и ваши дети будут вспоминать всю жизнь. Ощущение сплоченной семьи, членам которой так хорошо друг с другом, обеспечивает самый надежный тыл в трудных жизненных ситуациях. Одним словом, «не хлебом единым»…
В этих играх без сомнения дети и родители привыкают к ближайшему взаимному общению, единению и содружественной работе. И вот этим отношениям не научит никакой детский сад или школа. Нужно не забывать, что родители – это эталон поведения для ребенка и что ребенок – это отражение своих родителей.