Маргарита Ивановна Лавранюк
Игра — викторина «О если бы лес мог говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - викторина «О если бы лес мог говорить»
Цель: Способствовать закреплению имеющихся знаний детей о лесе
Задачи:
1. Закрепить знания о лесе, как экологической системе.
2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, лесным растениям и животным, закрепить правила поведения в лесу «Азбука леса»
Публикация «Игра — викторина „О если бы лес мог говорить“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Игры для детей
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
3. Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным);
4. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, память и логическое мышление
Материал:
Эмблемы для команд «Знатоки леса», «Любители природы», задания для команд, картинки с изображением растений, растущих в лесу, диких животных, даров леса, конверты с разрезными картинками лесных животных, растений, картинки о правилах поведения в лесу «Азбука леса».
Ход викторины:
1. Вступительная беседа.
Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Мы проведём игру - викторину знатоков природы, на котором вы поделитесь своими знаниями о лесе. В нём участвуют две команды (названия, эмблемы). Следить за ходом поединка будет жюри.
Мы начинаем игру - викторину. Каждый должен знать правила нашей игры:
1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
2. Если команда не ответила на вопрос, ход переходит к другой команде.
3. За каждый правильный ответ даётся жетон (кружок)
1 этап игры- викторины «Узнай дерево»
Вопросы:
1. Какое дерево называют символом России? (берёза)
Как вы думаете, почему?
В стародавние времена березу называли деревом 4-х дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Белый ствол березы покрыт тонкой берестой. Из неё делают туеса, туесочки, сувениры Как только сходит снег, на березе набухают смолистые душистые почки. Листья и почки березы люди собирают, настаивают и применяют при разных болезнях. Чай, заваренный на березовом грибе- чаге лечит от заболеваний желудка Береза не только лечит, но и поит людей березовым соком. В честь березы названы реки деревни и села
2. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Как осина помогает лесным жителям переносить зиму?
Стройное, красивое дерево, с горьковатым запахом. Даже в самый тихий, безветренный день листья её дрожат. Осина очень нужна Лесным жителям. Зимой её корой кормятся зайцы, гложут лоси, а ранней весной прячутся в её ветвях глухари, Летом вокруг растут грибы до ягоды.
3. Какое дерево очень любит солнечный свет? (клён)
У клена красивые широкие, лапчатые листья.
4. Богатырского сложения,
раскидист и высок.
Желуди на мне растут.
Как меня зовут? (Дуб)
Развесистое дерево, в его ветках вьют гнезда птицы, очень любит свет и тепло. Растет медленно. Плоды - желуди.
- Ребята, а вы знаете сколько живут деревья?
Береза 100-150 лет
Ель – 300 лет, акация и сосна до 400 лет. Дуб – до 500 лет и более
- Какое дерево самое высокое?
Самое высокое в мире дерево - австралийский царственный эвкалипт. Его высота 152 метра. Второе место принадлежит дереву диглассии, которое ниже эвкалипта на 34 метра (118м, на третьем месте секвойя вечнозеленая, растущая в США – 104 метра
- Что можно узнать по спилу дерева?
Возраст дерева можно узнать по годичным кольцам, их столько сколько лет дереву.
2 этап «Узнай животное»
1) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником. (Если дети берут подсказку, то вычитается один балл)
– Подсказка.
Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)
2) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: “Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав”.
– Подсказка.
Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)
3) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё : ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
– Подсказка.
Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
4) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
– Подсказка.
Его считают большим трусишкой. (Заяц)
5) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.
– Подсказка.
Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)
6) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
– Подсказка.
Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
ФИЗМИНУТКА
Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)
По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три – (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперед, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в школу опоздали, (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
3 этап. Отгадай-ка (загадки болельщикам за каждую отгадку балл команде).
1) Не всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая как ёж зимою в платье летнем. (Ель)
2) Какую траву и слепой знает? (Крапива)
3) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
4) Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
5) Спинка в веснушках ах как не ловко.
И покраснела… (божья коровка)
6) Белые пятна на шапочке красной.
Он для людей чрезвычайно опасный,
Здесь ни к чему нам сомненья и спор- это же гриб, а точней. (мухомор)
7) У кого на ноге ухо? (у кузнечика)
8) Сок какого дерева сладкий? (берёзы)
4 этап. Игра «Можно – нельзя» (дети отвечают хором)
Ломать деревья и ветки (нельзя).
Сажать больше деревьев (можно).
Ходить и топтать на лугах цвете (нельзя).
Ходить только по тропинкам (можно).
Рвать большие букеты цветов (нельзя).
Любоваться ими (можно).
Оставлять мусор в лесу (нельзя).
Собрать мусор в яму и закопать его (можно).
Разжигать костры в лесу (нельзя).
Беречь лес от пожара (можно).
В лесу шуметь (нельзя).
Слушать пенье птиц (можно).
5 этап «Птицы»
- А каких вы знаете птиц? (зимующие и перелетные).
Вот я и проверю, правильно ли вы говорите.
1. Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
3. В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
4. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
Ведущая: И так, скажите, это какие птицы (зимующие)
Продолжаем, следующая загадка.
1. Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (Грач)
2. Эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день.
(Скворец)
3. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
4. В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали.
Кто скажите?.
(Журавли)
5. В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка.
А как зовут?.
(Кукушка)
6 этап. Экологическая сказка.
Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день прилетает к кормушке. Вот что она мне рассказала: “Скоро наступит новый год, все звери готовятся, только ёлочка стоит печальная. И чем ближе Новый год, тем печальнее становится ёлочка. А почему не знаю”.
– Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы детей)
Правильно, потому что в Новый год люди вырубают ёлки, а они потом погибают. Давайте, нарисуем листовку в защиту “Зелёной красавицы”.
7 этап. Дидактическая игра «Третий лишний»
• кабан, лось, лошадь
• волк, лиса, кошка
• медведь, белка, собака
• дятел, сова, индюк
• лось, олень, верблюд
Этап 9 "Как вести себя в лесу"
На столе разложены картинки с правилами поведения в лесу, дети по очереди берут карточки и называют правила.
Этап 10. Подведение итогов. Награждение.