Светлана Алтухова
Игра — важнейший вид детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности.
В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре. - важнейшему виду детской деятельности.
Публикация «Игра — важнейший вид детской деятельности» размещена в разделах
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоению общественного опыта.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре ребёнок реализует потребность воздействия на окружающий мир.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения игр.
Правильно построенная педагогом игра поможет ребёнку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребёнка физически, т. к. он осуществляет, разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали. Игра имеет обучающий характер.
Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества
. В ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Дошкольник, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учиться, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.
Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалось в усвоение знаний и умений, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводиться ребёнок и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются дошкольнику, чтобы игра состоялась.
В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения,
в-третьих – обменяться предметами и т. п.
Игровые действия всегда включат в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно, же и даёт наибольшее удовлетворение.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль.
Все игры в значительной степени будут эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого играющего ребёнка путём совершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций, речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т. п.
А руководит всем педагог и, насколько он творчески и грамотно подходит к организации игровой деятельности, зависит конечный результат той цели, которую он поставил.
Воспитатель должен помнить о двойственности своей позиции в любой детской игре. Являясь её инициатором, организатором, он одновременно выступает в роли равноправного партнёра детей по игре, её активного участника. Поэтому от доброжелательного, мажорного тона, который задаёт взрослый на протяжении всей игры, во многом зависит интерес к ней детей, их эмоциональный настрой, характер взаимоотношений друг с другом, успешность игровых действий, достижение игрового результата и многое другое.
Можно с уверенностью утверждать, что не только дидактическая игра, а игры в целом требуют «особого состояния» проводящего её педагога, и если он сам это хорошо понимает, то, без сомнения, сможет сделать так, чтобы игра действительно стала для детей «школой мышления» - школой естественной, радостной и совсем не трудной!
Изучая опыт советских, российских и зарубежных психологов и педагогов я пришла к выводу, что значение игры огромно.
Как сказал П. Ф. Каптеров «Обучение и игры не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны и несогласимы, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогую и взаимно поддерживать друг друга…Игры особенно способны развивать активную сторону человеческой природы, столь же активность ума, сколько чувств и воли».