Литвинская Маргарита Сергеевна
Игра в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое игра в жизни ребенка? Важнейшим периодом в жизни ребенка является детство, а игра является комфортным проживанием этого периода. Без игры нет, и не может быть детства вообще. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию ребенка, помогают ребенку выработать необходимые в будущей учебе, а в дальнейшем и в жизни полезные навыки и качества.
Это такие качества как:
- общение со сверстниками (сюжетно - ролевые, театрализованные игры)
Публикация «Игра в жизни дошкольника» размещена в разделах
- коллективная работа, труд (сюжетно - ролевые игры)
- отношение к природе, ее охрана (подвижные игры на природе, игры с природным материалом, игры - экспериментирования)
- физические качества, их здоровье (спортивные, игры со спорт. инвентарем, подвижные игры)
- интеллект ребенка (разнообразные дидактические игры)
Виды игр для детей очень разнообразны. Много игр направлены на развитие умственных способностей ребенка, совершенствованию и тренировки памяти, мышления. Игры помогают ребенку с интересом относиться к учебе в школе, к изучаемым предметам. При организации и проведении игр важно помнить, что их назначение не сводится только к заполнению свободного времени, что они помогают выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности.
Ребенок должен играть! И это должно быть интересно ребенку. И вот тут - то на помощь нам приходит детский фольклор, использование которого лежит в основе методики «Слово – движение». Что же относится к детскому фольклору?
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками,
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям);
При говорки – обращения к насекомым, птицам, животным;
Считалки – коротенькие стишки, служащие для распределения справедливых ролей в играх;
Скороговорки, частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи;
Дразнилки – веселые, безобидные шутки;
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, веселящие детей;
Докучные сказочки – сказочки не имеющие конца, которые можно обыгрывать множество раз;
Народные игры – в основе которых лежат простейшие попевочки.
Детский фольклор используется начиная с младенческого возраста, например, с 6 месяцев мама,
Наблюдая за развитием ребенка с первых месяцев жизни, понимаем, что чем раньше в семье начинают с ребенком играть, тем быстрее он развивается. На основе обследования большого количества детей была выявлена закономерность, что речевое развитие зависит от развития движений пальцев. У детей в ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Таким образом, ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Совсем маленький ребенок, наблюдая за подвешенной игрушкой, а в дальнейшем, играя ею, начинает издавать отдельные радостные звуки. И здесь очень большое значение имеют пальчиковые игры. И путем тренировки пальчиков ручек стимулируется речевое развитие детей. Начиная тренировку пальчиков ручек ребенка уже с 6-7 месяцев, усложняя их соответственно возрасту, проводят их на протяжении всего дошкольного возраста, а в некоторых случаях даже в младших классах.
Для развития речи ребенка пальчиковые игры имеют огромное, если не решающее значение. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно – коррекционные мероприятия в данном направлении. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Это может быть «Сорока – белобока…» или измененный вариант этой потешки: «Этому не дала: ты воду не носил…». Предлагается детям разгибать и загибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Рассмотрим игры с бумагой, а их очень много существует, где ребенку легко проявить фантазию. Это и простейшие со смятой в комок бумагой, обмотав которую какой - либо тесьмой ребенок сделает мячик, а на листе бумаги, нарисовав круги, приготовит мишень. Вот тебе и игра! Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, нарезанных ножницами.
Складывание из бумаги корабликов, самолетиков и других фигур, фигур разной сложности (оригами) Очень важно, чтобы воспитатель несколько раз показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, ребенок сам начнет мастерить игрушки из бумаги. Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например. вырезание различных фигур. Это и снежинки, разнообразные гирлянды к новогоднему празднику и персонажи сказок для кукольного театра, где ребенок, наверняка, не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и захочет сам принять в нем активное участие, озвучивая своего любимого героя, которого изготовил сам.
Кукол рисую, Потом вырезаю. С ними в театр интересно играю.
Нравится маме театр бумажный. Ловкие руки – как это важно!
Эти игры очень полезны для развитие речевой деятельности, интеллекта ребенка и относятся к пальчиковым играм.
Не менее для ребенка игры с пластилином, с природным и бросовым материалом, С кубиками, с нитками и тесьмой, а также со счетными палочками или со спичками.
Все перечисленные выше игры предназначены для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка. Разнообразные по форме и содержанию игры и игровые упражнения развивают память, воображение ребенка, расширяют его кругозор, пополняют знания, развивают творческую фантазию. Эти игры очень помогут ему при подготовке к школе, а в дальнейшем при обучении в школе.
Но вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Речь таких детей односложная, состоящая из простых предложений, словарный запас ребенка и его речь очень бедные. А послушать речь наших подростков, а часто и взрослых, включая родителей детей дошкольного возраста, естественно и детей! Это речь замусоренная, богатая сленговыми словами. И именно из таких слов состоит диалогическая речь, а монолог они просто не могут построить без наводящих вопросов взрослого. Рассмотрим их более подробно.
Ни для кого не секрет, я думаю, что сегодня дети стали мало читать. Сегодня книгу многим заменили телевизор и компьютер. А ведь наша страна была самой читающей! И что мы видим сегодня? Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут назвать авторов произведений даже очень известных. А поэзия? Они часто не знают даже Пушкина и Лермонтова. Слушаешь эти опросы на улицах города и стыдно за них. Думаешь, кто же их воспитывал? А воспитывали все мы, и родители, и воспитатели, и учителя. Многие родители полагаются в решении проблемы только на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей, интеллекта, физического развития ребенка.
Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. И этому способствует в детском саду хорошо организованная интересная игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, творческие способности, свою самостоятельность, фантазию. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию ребенка. В игре ребенок переживает эмоции, соответствующие сюжету игры и особенно радость, в условиях которой развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. В играх хорошо развивается диалогическая речь. Но игра перестает быть игрой при отсутствии абсолютной добровольности. Игрой можно увлечь, но заставить играть нельзя. Она должна быть интересна детям. Осваивая любую игру, особенно при ее начальных этапах, я сама принимаю участие в игре и беру на себя роль, которую мне предлагает кто – то из детей. Я ненавязчиво обучаю игре, принимая в ней активное участие. Если принимаю участие я, то и дети тоже изъявляют большее желание играть, активнее включаются в игру, смелее ведут беседы, а, следовательно, развивают речь. Дети учатся распределять роли, выделяя роль воспитателю. Они сами учатся придумывать сюжет игры. В этом огромную роль играют ролевые игры. Взять игру «магазин», где ребенок называет все, что можно купить в магазине, ведет диалог с «продавцом», рассуждает, что можно приготовить из купленных продуктов или куда применить купленные вещи. Воспитатель направляет игру, напоминает о вежливом обращении между «покупателями» и между ними и «продавцом». А сегодня это тоже очень необходимо, так как часто слышим, что дети даже придя в школу, забывают об элементарной вежливости. Период с 3-х до 7 лет – это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время
совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи,
создаются предпосылки для обогащения словаря. А как важны для развития грамотности ребенка дидактические игры. Например: «хвост у рыбы чей? (рыбий)», «мы в лесу собирали грибы и набрали много грибов», «поляна в лесу - лесная», «каша из гречки - гречневая», «лист клена – кленовый», «два ребенка, а детей двое».
А как развивают детей театрализованные игры! Здесь уже развивается у ребенка речь – монолог. Здесь уже дети изображая героев сказки говорят от его имени. Это может быть монолог довольно длинный. Дети легче запоминают монолог в стихотворной форме, а вот проза дается труднее. Учу их помнить смысл и самим импровизировать. А еще дети самостоятельно или с помощью воспитателя придумывают сказку и обыгрывают ее.
И все же результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. Ребенок должен играть! И это должно быть интересно ребенку.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, испытывая радость и восторг. Возможно, взрослый невольно вспоминает и переживает в душе свое детство. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Но к, к сожалению, в последнее десятилетие очень изменилось отношение к игре. в дошкольном учреждении, чего абсолютно не должно быть. Потребность ребенка поиграть, постоянно прерывается взрослыми, желающими бесконечно обучать его. Это следствие развития нашего общества, изменения его ценностей и происходящих в образовании перемен. И это данность, в результате которой из жизни ребенка исчезает игра. А это уже грустно…
«Игра никогда не предъявляет требований к ребенку, которых он не смог бы выполнить, но вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья» (Аркин Е. А.).