Ирина Лещенко
Игра-сортер «Ягодки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Сейчас все больше детей приходят в детский сад с плохо развитой ручной моторикой. Они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают на занятиях изготовить поделку до конца. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, соответствующих их возрасту. Это отрицательно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Публикация «Игра-сортер „Ягодки“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2023
Разнообразые действия руками стимулируют также процесс речевого развития ребёнка. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки можно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Развитие сенсорики – основополагающая задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Для этого используются различные игры, повышающие интерес малыша к знаниям и привлекающие ребёнка своей яркостью и содержанием.
С возрастом дошкольника выполнение упражнений требует более сложных движений. Это улучшает ловкость пальцев. Повторение небольших движений пальцами связано с улучшением мелкой моторики. Но однообразные повторяющиеся движения ребенку быстро надоедают, поэтому такую работу нужно подать в виде игры (игровых тренажеров).
Мне пришла идея попробовать сделать своими руками новую необычную обучающую игрушку из подручных материалов.
Цель игры: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики пальцев, сенсорного восприятия, воображения, образного мышления, познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, творческого потенциала.
Задачи:
- развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия и координации движений рук;
- развитие зрительного и цветового восприятия;
- воспитание усидчивости;
- формирование умения различать основные цвета, геометрические фигуры, цифры;
- формирование понятий: больше-меньше, длиннее-короче, одинаковые-разные и т. д. ;
- обогащение словарного запаса;
- расширение знаний о природе и т. д.
Процесс изготовления игрушки:
1. Изготавливаем основу "Ягодок" из горлышек от пластиковых бутылок. Половинки склеиваем между собой так, чтобы резьба было с обеих сторон.
2. Изготавливаем основу "Семечек". Я использовала деревянные палочки. Подбираем диаметр и нарезаем в размер так, чтобы получившиеся боченки полностью входили внутрь основы из горлышек.
3. Готовим информационное наполнение "Семян". В зависимости от возраста это могут быть: геометрические фигуры, буквы, цифры, одинаковые фигуры разного цвета, растения, животные и т. д.
4. Изготавливаем "Семена". Окрашиваем бочонки в разные цвета и наклеиваем приготовленные этикетки, которые для долговечности заламинировала обычным скотчем.
5. Собираем комплекты "Ягодок", каждая из которых состоит из: основы, "Семечка" и двух пробок одинакового цвета. В одной из пробок просверливаем небольшую дырочку и устанавливаем петельку из шнура.
6. Изготавливаем "Листики". Выбираем в интернете несколько шаблонов листочков растений и изготавливаем несколько экземпляров разных цветов и размеров. Я использовала для этого разноцветные папочки-скоросшиватели (яркие, гибкие, достаточно прочные, легко обрабатываются).
7. Изготавливаем "Черешки". Изготавливаем из разноцветных шнуров. С одного конца делаем петельку, с другого конца - застежку (в зависимости от возраста различной формы и размера пуговицы, крючки и т. д.).
8. Изготавливаем подставку ("Кустик"). Предназначена для сбора всех элементов. Я использовала фанеру. Форма ограничена только фантазией.
9. Для удобства хранения оформляем картонную коробку.
В комплект моей игры входят:
- «ягодки» в сборе с «семечками» внутри – 22 шт. ;
- листики – 36 шт. (4 формы, каждая в 3 цветах и 3 размерах);
- веточки – 30 шт. (3 цвета);
- подставка (разборная) – 1 шт.
- коробка (для хранения игры) – 1 шт.
Многофункциональное дидактическое пособие может меняться в зависимости от возраста детей (усложняться застёжки, меняться рисунки на бочонках-«семечках» и т. д., а также пополняться новыми элементами (например цветочками).
Возраст детей: от 3 до 5 лет.
Ход игры:
Для ознакомления с игрой, рекомендуется начинать занятиях с воспитателем, при этом воспитатель дает ребенку (или группе детей) задания в зависимости от их возраста и подготовленности, по мере освоения игры усложняя задания. Для занятия усаживаем ребёнка или группу детей и просим их выполнить ряд заданий. Примеры заданий:
Задание 1 – Собрать ягодку по образцу. Раскладываем на столе отдельные детальки «ягодок». Берём по очереди детальки и показываем, как собирается «ягодка», проговаривая вслух все свои действия. Знакомим ребёнка с основами игры, цветами, счетом и др. Например: берем красную крышечку с петелькой, накручиваем ее на горлышко, берем синее семечко, вставляем его внутрь, берем вторую красную крышечку и закручиваем с другой стороны. Получилась ягодка!
Задание 2 – Дать ребенку «ягодку» или несколько, попросить разобрать её, показать семечко (или поменяться друг с другом) и собрать обратно. При работе с группой можно ввести соревновательный момент. Подбадриваем и хвалим детей за успехи.
Задание 3 – Высыпаем на стол только бочонки-«семена». Просим найти среди них соответствующий определенному признаку: по цвету, цифре, фигуре. Взять два (или более) бочонка и попросить назвать общие черты или различия (цвет, изображенные фигуры, цифры). Например: Дима! Найди бочонок красного цвета. Есть ещё бочонки красного цвета? Найди бочонок с нарисованным треугольником. А что нарисовано на этом бочонке? А чем отличаются эти два бочонка?
Задание 4 – Высыпаем на стол только листики. Просим найти среди них соответствующий определенному признаку или листики одинаковые/различающиеся по определенному признаку (цвет, форма, размер). Например: Дима! Найди похожие листики одного цвета. Возьми такой же листик, как у меня, но другого цвета/размера. Эти два листика одинаковые по форме/размеру/цвету?
Задание 5 – дать ребенку «ягодки», попросить найти «семечко» с заданным признаком: определенного цвета или с определенной геометрической фигурой/цифрой. Например: Дима! Найди, семечко красного цвета. Найди, семечко с цифрой 1. Найди, семечко с нарисованным квадратиком.
Задание 6 – Раскладываем на столе отдельные детальки «ягодок». Просим собрать «ягодку по словесному описанию или по образцу. Например: Дима! Давай соберём красную ягодку с коричневым семечком внутри. Собери такую же ягодку, как у меня.
Задание 7 – Раскладываем на столе отдельные элементы (ягодки, веточки и листики). Просим собрать «гроздь» по словесному описанию или по примеру. Например: Дима! Собери гроздь из двух красных ягодок и одного зеленого листика. Собери такую же гроздь, как у меня.
И так далее. Варианты заданий или игр ограничены только фантазией воспитателя и детей!
При самостоятельной игре – дети разбирают и собирают «ягодки» или «гроздья ягод» так, как им интересно.
Моим малышам очень понравилось!
Творите с удовольствием и для удовольствия окружающих!