Наталья Лямасова
Игра-серьезное дело или развлечение? Какие игры способствуют развитию зрения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Источником информации об окружающем мире является зрение (до 90%). Поэтому дети с нарушенным зрением имеют неточные, неполные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Кроме того, дети с нарушением зрения отличаются низкой познавательной активностью, пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. В настоящее время наметилась тенденция увеличения умственной нагрузки на детей и уменьшение физической, что в результате ведет к переутомлению детей. Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительной патологией - получение как можно больше информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, вкус ребенок создает фундамент дальнейшего развития физического и умственного
Публикация «Игра-серьезное дело или развлечение? Какие игры способствуют развитию зрения детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель моего педагогического поиска - играя, учиться: построение эффективного образовательного процесса с наименьшими нагрузками на растущий организм путем интеграции разных видов игровой деятельности. Дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные игры, упражнения, творческие задания дают детям возможность учиться в интересной для них деятельности, не испытывая перегрузок. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом. Все используемые мной игры способствуют стимуляции, активизации и развитию у детей зрительных функций и компенсаторных способностей (сохранных анализаторов). Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому. Играющий взрослый становится для детей всенародным любимцем.
Все используемые мной игры условно можно разделить на несколько групп:
*игры, развивающие осязание и мелкую моторику;
*игры, формирующие навыки ориентировки в пространстве;
*игры, развивающие интеллект и творческие способности;
*игры, направленные на развитие сохранных анализаторов;
*подвижные игры.
Игры, развивающие осязание и мелкую моторику. Осязание имеет тот же механизм, что и зрение. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Глаз различает еще краски и тени. Наиболее часто используемые мной игры: "Игры с прищепками", "Шершавые цифры", "Рассортируй семена, плоды растений", "Собери пирамидку с закрытыми глазами" (усложнение - разный порядок сборки, на скорость)
"Ящик ощущений"
"Угадай, где находишься?"
"Проведи Колобка к домику"
Игры, формирующие навыки ориентировки в пространстве. Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Необходимо их этому целенаправленно учить, легче всего в игре: "Где находится предмет?", "Откуда идет звук?"
"Что изменилось?"
Ориентирование на листе, ориентирование по плану "Где спрятан клад?"
Игры, развивающие интеллект и творческие способности детей. Дидактические игры - это технология проблемного обучения. Дидактические игры развивают любознательность, активизируют познавательные процессы, закрепляют знания и умения, создают условия для развития творческих способностей детей: "Четвертый лишний", "отремонтируй одежду, мебель, транспорт и т. д. " (по лексическим темам, ребусы, кроссворды. Дидактические упражнения с использованием моделей-символов "Кто с кем дружит?", рассказывание по моделям-знакам (мнемотехника, "Отгадай, загадай загадку"
"Расшифруй слово" (когда дети овладевабт техникой чтения - зашифруй слово)
"Отгадай, что я рисую" (постепенное изображение предмета)
Игры с пластилином
Игры, выражающие чувства и отношение с помощью жестов
Игры, развивающие сохранные анализаторы детей. Имеют большое значение для детей с нарушением зрения, так как обогащают представления детей о предметах и явлениях окружающего мира: "Угадай по вкусу", "Угадай, где находишься по запаху", "Расскажи, что происходит вокруг на слух", "Отгадай, что я делаю?" (на слух)
Подвижные игры. Как и здоровые дети дети с нарушением зрения должны заниматься физической культурой, но адаптивной. Занятия должны быть коррекционно-развивающие. Детям очень понравилась игра моего детства: "Мигалочки". Игра способствует развитию глазодвигательных функций, концентрации зрительного внимания, повышению остроты зрения, двигательной активности детей и создает хорошее настроение.
"Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем" (развитие имитационных движений)
"Светофор" (дети собирают модель светофора с помощью воздушных шариков)
"Жмурки", любимая детьми игра, позволяющая закреплять навыки ориентировки в пространстве на слух и способствующая развитию тактильных ощущений.
"12 записок" всем хорошо известная игра, способствующая развитию мышления детей, формирующая навыки ориентировки в пространстве, умение действовать коллективно, повышающая двигательную активность детей. Очень любимая детьми игра. В летнее время организуется на участке, зимой - в групповой комнате.
Отвечая на поставленный вопрос, можно твердо сказать: "Игра - серьезное дело". Игра создает условия для действительно гуманной педагогики, которая позволяет приобщить детей к процессу созидания самих себя. Игра помогает ребенку тренировать собственные творческие силы, способствует социальной адаптации детей с нарушением зрения, помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.