Александра Александровна Займенцева
Игра — поход на богатырскую заставу. Занятие по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — поход на богатырскую заставу. Занятие по духовно-нравственному воспитанию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №1 «Родничок»
Конспект по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе.
«Ира – поход на богатырскую заставу»
Воспитатель старшей группы :
Займенцева Александра Александровна.
Московская область, посёлок Лотошино 2013
Публикация «Игра — поход на богатырскую заставу, Занятие по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Цель: Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
-Способствовать развитию интереса к языку былин, молитв – оберегов, словам благословения богатырей, древним заветам.
-Закрепить название древнего оружия богатырей.
-Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским войнам, желание им подражать.
-Познакомить с Ильёй Муромцем как святым (приставлен к лику святых)
Активизация словаря: Богатырь, Русь, застава, меч, щит, кольчуга, шлем, копьё, лук, стрелы, обряд - поклонение, молитва – оберег, завет, Илья – Муромец, Добрыня – Никитич, Алёша – Попович.
Оборудование: Картина В. М. Васнецова «Богатыри», изображение пропасти, реки, кощея – бессмертного, разного вида оружия, три дороги, камень на распутье, камушки, вырезанные из линолеума, дуб.
Предшествующая работа: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». «Алёша Попович и Тугарин змей»; рассматривание иллюстраций и чтение сказок «Финист – ясный сокол». «Никита – Кожемяка», «Змей – Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» .
Рисование и лепка на темы: «Оружие богатырей», «Кони русских богатырей».
Беседы о богатырях; о славе богатырской; о Родине и её защитниках; заучивание пословиц и поговорок о Родине, о смелости, отваге.
Воспитатель : Ребята, мы с Вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! (дети подсказывают)
Много разных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Родина, значит родная, как мать и отец. Какая наша Родина?
Дети: Большая, огромная, красивая. Есть реки и моря, озёра, горы и леса.
Воспитатель : Как называлась наша страна раньше?
Дети: Святая Русь
Воспитатель : А почему её так называли?
Дети: Люди славили Бога и жили по его заповедям.
Воспитатель : Как называли себя наши предки?
Дети: Славяне
Воспитатель : Кто защищал Землю русскую?
Дети: Богатыри
Воспитатель : Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно сказать словом, рассказом или стихотворением?
Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Богатыри сильные, храбрые, могучие…
Воспитатель : Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершавшие воинские подвиги. Богатыри стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Ребё нок: Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель : А почему люди защищали свою Родину?
Дети: Сотворив прекрасный мир, Бог повелевал человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Среди них были и богатыри.
Воспитатель : Ребята, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да!
Воспитатель : Тогда нам нужно собираться в нелёгкий путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что Вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель : Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.
Голос: Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и не будешь смелым,
Двинешься прямо
Ждёт опасность и богатырская застава.
Воспитатель : И так, дети, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идёт прямо
(Воспитатель идёт с детьми по дороге и перед ними первое препятствие.)
Голос: Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Соступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(на полу разложен канат, по которому детям надо пройти, руки на поясе)
Голос: Вот преграда на пути
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)
1. Смелость – силе воевода
2. Тот герой, кто за Родину горой.
3. Кто смел, тот на коня сел
4. 4. За край свой насмерть стой.
5. Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
6. Сам погибай, а товарища выручай
7. С Родной земли умри, не сходи
8. Жить – Родине служить
9. Счастье Родины – дороже жизни
10. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой кто за народ идёт
11. Если дружба велика, будет Родина крепка
Голос: Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей – разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Надо пройти через реку по камушкам)
Голос: Здесь преграда, здесь кощей
Ест он много, много щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Динамическая пауза: «Богатыри»
Богатырь – вот он, каков:
Он силён, он здоров, (показывают силача)
Он из лука стрелял, (показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял (Показывают)
Зорко – зорко наблюдал. (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастём и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем как богатыри! (Руки на пояс)
Голос: Все преграды покорились,
Дальше в путь вы все пустились.
Но, увы, не тут – то было
Вихрем всё вдруг закружило.
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай,
И оружие скорее выбирай.
(Назвать правильно оружие, которым пользовались богатыри)
(Предлагаю детям сесть на стульчики)
Воспитатель : Ребята, а знаете, чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:
«Дай великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках»
Воспитатель : Дети, посмотрите вдаль, кого вы видите? (Появляется картина «Три Богатыря»)
Дети: Богатырей
Воспитатель : Вот они богатыри Земли Русской. Посмотрите, кто стоит в центре?
Дети: Илья Муромец!
Воспитатель : Знаете ли вы, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги, и не двигались руки. Много молился Илья и днём, и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо, постучались к нему калики прохожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля русская, защищать её надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец.
Воспитатель : А кто стоит рядом с Ильёй Муромцем?
Дети: Алёша Попович и Добрыня Никитич
Воспитатель : Обратите внимание на то, во что одеты богатыри?
Как называется эта часть одежды (показывает на картине)
Дети: Кольчуга
Воспитатель : Зачем она богатырю?
Дети: Чтобы война не ранили ни копьём, ни мечом, ни стрелой.
Воспитатель : Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду, вот какое благословение:
Мать: Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела, нет моего благословения
Отец: Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской.
Воспитатель : Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. А что такое молитва?
Дети: Разговор с Богом.
Богатырь : Надеваю я сбрую богатырскую, не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню, крепким заговором. Но, чур, слову конец, делу венец.
Воспитатель : Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов не нападало на неё, хоть во много раз больше, чем наших воинов – дружинников, умела Русь и в горе и в беде, стоять насмерть! «Богатырская Русь» – значит сильная, непобедимая
-Ребята, в древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился и до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям, поэтому ему поклонялись и отдавали честь. А теперь мы встанем в круг и выполним с вами хороводный обряд – поклонение дубу. Я буду читать слова, и показывать движение, а вы за мной повторять.
У нас рос дубок - (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)
Вот таков!
Корень да его-
Вот так глубок, (Наклоняются вниз, показывают корень)
Листья да его –
Вот так широки, (Развести руки в стороны)
Ветки да его-
Вот так высоки. (Руки вверх)
Ах ты, дуб – дубок, ты могуч, (Медленно поднимают сцеплённые руки вверх)
На ветру ты дубок скрипуч. (Покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце)
Чтобы землю родную, защитить от врага!
Воспитатель : Наш поход подошёл к концу! Я хочу познакомить вас ещё с одним заветом, который оставили богатыри нам, потомкам:
Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и свою Родину.
Голос: А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням
Землю русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Воспитатель : К нам в гости пришёл батюшка, он вам сейчас расскажет про Илью Муромца, ведь его приставили к лику святых.
Слова Отца Иоанна.
Воспитатель : Сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
Воспитатель : Ребята, вам понравился поход?
Дети: Да!
Воспитатель : Что больше всего Вам понравилось в походе, запомнилось?
Дети: ходить по камушкам, доказывать, что мы богатыри, что батюшка к нам в гости пришёл.
Воспитатель : А теперь я вам предлагаю листы – раскраски, которые вы сможете раскрасить дома с другом, братом, сестрой. Свои рисунки сможете показать родителям и рассказать о нашем походе.
Список использованной литературы.
1. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.
2. Л. Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. «Как устроен Божий мир». – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.