Наталья Фуфарова
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, при чём не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов. Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:
• Игра, как деятельность, в которой ребёнок развивается целостно, гармонично, всесторонне
Публикация «Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• Игра как средство приобретения и проработки знаний.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста
Также существует и основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры. Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребё нку:
1) Это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведёт к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
2) Умение ребёнка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение.
3) Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.
Также общепризнано, что в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях.
И тем не менее мы вынуждены констатировать, что игра «уходит из детского сада». И причин несколько:
1. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.
2. Игра – отображение жизни взрослых людей: играя ребёнок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. К сожалению, детские сады крупных городов столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. Родители в свою очередь не могут внятно объяснить ребёнку, где работают и чем занимаются. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного.
3. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребёнком.
Также одной из причин ухода игры из ДОУ является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми. Существует руководство детской игрой. В настоящее время 3 основных метода руководства играми детей.
1. Основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на её содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Педагог входит в игру, чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры.
2. Метод формирования игры как деятельности основан на принципах :
• Воспитатель играет вместе с детьми для того, чтобы дети овладели игровыми умениями. Позиция взрослого это позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным.
• Воспитатель играет с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
• Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам.
Сформированные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им развёртывать самостоятельную игру.
3. Метод комплексного руководства игрой.
Рассмотрев три подхода к руководству игрой дошкольников необходимо сделать выводы:
Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий
Ребёнок должен иметь возможность овладевать всё более сложным «языком» игры
Игра – совместная деятельность педагога и детей, где педагог есть играющий партнёр.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня и активность педагога. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры.
Психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребёнка.
Перед воспитателем ставятся определённые задачи на каждом возрастном этапе.
Группа раннего возраста :
В совместной с детьми игре учить действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом
Развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью.
Развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизодов.
Вторая младшая группа:
Способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений.
В совместных с детьми играх развивать умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, выполнять роль в совместной игре со сверстниками.
Учить детей использовать в играх строительный материал.
Поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр.
Средняя группа:
В совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом.
Учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место.
Развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов.
Развивать умение использовать предметы-заместители.
Старшая и подготовительная группы
Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры.
Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
Учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, создавать необходимые условия.
Учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу.
Развивать умение использовать предметы-заместители.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры:
1. Соблюдение правил
2. Социальный мотив игры
3. Эмоциональное развитие
4. Интеллектуальное развитие
5. Развитие воображения и творчества
6. Развитие речи