Христина Халыева
Игра-конструктор «Ураса»
▼ Скачать + Заказать документы
Халыева Христина Гаврильевна,
Максимова Матрена Дмитрьевна,
Мохначевская Ирина Егоровна,
МБДОУ ЦРР – детский сад №2 «Сулусчаан»
с. Ытык-Кюель, Таттинский улус,
Республика Саха (Якутия)
«Игра – конструктор «Ураса» как материальное наследие народа саха»
Чигдиэннээх
Дьиэл таастаах,
Чугдааннаах
Тусаьалаах
А 5ыс далла манан ураьа
Айыллан аарыгырбыт эбит.
Из олонхо “Дьулуруйар Ньургун Боотур”
С каждым годом возрастает интерес к истории своей национальной культуры, уникальным ценностям духовного наследия. Нематериальной культурой народа саха является Олонхо — уникальное произведение, объявленное ЮНЕСКО шедевром всего человечества, праздник народного торжества Ысыах, духовное учение Аар Айыы. В эпосе олонхо как могучий символ, объединяющий три мира космического пространства, фигурирует мировое дерево Аал Луук Мас. А традиционное летнее жилище якутов ураса символизирует картину мира древних саха. Нижняя часть урасы, связана с образом Нижнего мира. Круглая основа символизирует лоно земли, а покрывающий его орнамент, препятствует вторжению темных сил из Нижнего мира (абааhы). Серединный мир представляет собой пространство внутри урасы. Верхняя опояска олицетворяет Небо. В ней находится свето-дымовое отверстие - ураа. Представляет собой пограничный элемент между жизненным пространством человека и окружающей природой, между Серединным и Верхним миром.
Народный мастер, академик академии духовности Республики Саха (Якутия) Борис Федорович Неустроев – Мандар Уус в своей книге говорит: «У нашего народа столько опорных знаков, столько у него замечательных людей. В мировой культуре народы создали свои известные шедевры: китайцы – Великую стену, французы – Эйфелеву башню, русские – Кремль… Наступило время поставить и берестяную Могол Урасу в ряд шедевров. Она нигде не повторяется, она - явление только нашего народа. По сложности строения, по удивительной гармонии всех составляющих частей в сочетании с щедрыми узорами и орнаментами трудно найти что-либо прекрасное. Могол Ураса – исконно опорный знак народа Саха». Изучение традиционных культур, в том числе летнего жилища Ураса очень важно для общества, так как бесценное наследие предков можно возродить и сделать памятником материальной культуры народа саха.
Цель: Знакомство с бытом и традицией народа саха посредством игрушки конструктора «Ураса»
Задачи:
Ознакомление с летним жилищем якутов – Ураса.
Систематизировать сведения о строении урасы и его связи с сакральным пространством, мировоззрением предков.
Ураса – древнее летнее жилище якутов, коническое сооружение, состоящее из наклонных длинных жердей расположенных по кругу, скрепленных в средней части поясом из тонких бревен покоящихся на вертикальных столбах и перекрытых сшитыми кусками специально обработанной бересты.
Народные предания относят возникновения урасы к весьма отдаленному в времени. Собиратель и исследователь традиционной культуры якутов Сэьэн Боло со слов сказителей исторических преданий записал, что юрту-балаган с окнами и Могол урасу с орнаментальными берестяными покрытиями построил родоначальник якутов легендарный Эллэй Боотур.
В олонхо ураса описывается как самый лучший вид жилища «среднего мира». В ней имеют свое прибежище все добрые духи – покровители человческого рода. Весь архитектурный строй и убранство урасы посвящены духу покровителю хозяйственного благополучия.
В исторических преданиях упоминаются несколько видов урасы. Самым большим видом является Сандама Ураса – самая большая Ураса с 25-тью лежанками-орон.
Мо ол Ураса состоит из трех частей, про нее говорится Юс курдуулаах Могол Ураса (с тремя опоясками Могол Ураса).
Сандал ураса – жилая ураса для зажиточных хозяев. Меньше по размерам и скромнее по декору, чем Могол Ураса.
Далла ураса – жилая ураса для домашней челяди, более обширная, но низкая.
Ходьол ураса - ураса чисто хозяйственного назначения, служившая местом хранения домашней утвари и хозяйственных принадлежностей.
Якутская ураса органично вписывалась в летний якутский пейзаж. Ставилась она, как правило, на открытом солнечном месте, на богатых травами выгонах.
По обычаям и суевериям ураса круглое строение, без углов,чтобы не проникли и не спрятались злые духи по углам. В ураса окон нет, чтобы не заглядывали злые духи. У якутов сакральными числами являются нечетные числа, которые защищают от злых духов. Поэтому количество сэргэ и наара-орон нечетное. Узоры в урасе в каждой утвари, бытовых предметах символизируют оберег, защиту.
Форма внутреннего пространства урасы задана ее внешней конструкцией. Пространство между столбами-опорами в урасе по ее окружности занято ложами-лежанками (оронами, отделенными друг от друга резными перегородками. Напротив входа располагается очаг, в виде шестка (холумтан, который не пропускает злых духов.
Начиная от входа вокруг стены урасы располагались ороны. Пол в урасе всегда был земляной, его тщательно выравнивали. В верхней части оставляли круглое отверстие для дымохода и освещения. Это было просторное, хорошо проветриваемое жилище. Оно устанавливалось около воды в конце мая. Конструктивно внутреннее убранство было сходно с балаганом: также вдоль стен располагались ороны, на столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда.
Очаг традиционно располагался в центре. Покрывавшая стены береста изысканно украшалась резным орнаментом и вышивалась конским волосом. Символом мирового дерева Аал Луук Мас выступает коновязь – Сэргэ, выполняющая функцию связывающего центра между всеми тремя мирами. Столбы – дулга в урасе имели форму Сэргэ, тем самым моделировалась вертикальная схема многоярусного неба. Кроме этого 12 столбов – сэргэ, как колоннады, окружают периметр урасы. С круговой опояской они напоминали 12-месячный цикл круглого года, составляли жизненный круг. Дверь жилища, как правило, выходила на восток: утром, выйдя на улицу, домочадцы должны были быть лицом к восходящему солнцу.
Таким образом, ознакомившись с бытом и традицией народа, а именно систематизировав сведения о строении урасы и его связи с сакральным пространством, мы изготовили игрушку – конструктор для детей дошкольного возраста.
Ураса (конструктор)
Ураса (конструктор) состоит из 1 круглой деревянной основы, 24 тонких спажек, 1 маленький деревянный обруч для скрепления, 11 деревянных нар, 12 коновязей, стол “Сандалы” с тремя ножками, стулья, берестяная завеса по узорам Б. Ф. Неустроева - Мандар Уус, схема конструктора.
Материал: фанера.
Ход игры: по схеме ребенок собирает детали урасы, вставляя в пазы, расставляет по местам нары, коновязи, кострище, предметы мебели. В ходе игры дети произносят слова благословление (алгыс) из олонхо.
По итогам проведенной работы можно сказать, что детям очень нравится игра-конструктор –ураса. Дети узнали быт, традиции, обычаи предков. У детей развивается логическое мышление, речь, мелкая моторика.
Список литературы:
Алексеев Э. А. Саха балагана. Дьокуускай: Бичик, 2007. – 320 с.
Андросов Е. Д. «СэЬэннэр, сэппэннэр», Якутск, «Бичик», 2001, 256 с.
Данилова А. Н. Сакральное пространство: архитектурное воплощение традиционного мировоззрения народа саха. Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 1 (39)
Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XIX – начало XX в.). Историко-этнографическое исследование. – Новосибирск: Наука, 1986, 100 с.
Маак Р. К. Вилюйский округ Якутской области / Р. К. Маак. -СПб, 1887.-Ч. 3.- 192 с.
Мандар Уус. Мо5ол УраЬа – Могол Ураса/Мандар Уус; - Дьокуускай: Бичик, 2015. – 256 с.
Олонхо тыла –. Чехордуна Е. П.
Олохпун салайабын, т н т ст б н. Дьяконова Т. С., Петрова П. Н.