ИРАДА БАГИРОВА
Игра-как водящий вид деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-как водящий вид деятельности дошкольников “Без игры нет и не может существовать полного интеллектуального развития. Игра – это огромное светлое окно, посредством что в духовный мир ребенка вливается животворный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. В арсенале образовательных организаций и самих педагогов находятся педагогические ресурсы: методы, формы, средства воспитания, ориентированные на некоторые возможности и особенности детского возраста. Значительное место среди таких средств в данном арсенале занимает игра и игровая деятельность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно внушительная важность в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом объединена с развитием личности, а именно, в период ее особенно усиленного формирования в детстве она приобретает особенное значение. В игре в той или иной мере определяются свойства, нужные для обучения в школе, обуславливающие желание к обучению. На разных стадиях формирования детям характерны различные игры. Во время игры малыш знакомится и разговаривает с другими детьми, обучается дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно замечать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма изучения общественного опыта, одна из непростых возможностей человека. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, вследствие чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно. Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно проявленными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра сплачивается с играми по правилам. Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии: Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия. Дети 5-7 лет. Имитирование настоящих отношений между людьми. Содержанием игры делаются общественные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Игра - сильный инструмент в обучении и воспитании. Правильно основанная игра мобилизует интеллектуальные способности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, приносит радость от совместных действий. Форма игры привлекает и стимулирует дошкольника настолько, что порой сложно оторваться от процесса обучения. Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Понятие «игровые педагогические технологии» охватывает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и подходящим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в очевидном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий основывается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, поощрение к учебной деятельности. В чем же принцип игрового обучения? Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. : Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. Таким образом можно сделать следующие выводы: Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений; Во-вторых, именно проблема грамотного введения ребёнка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью. И, наконец, в-третьих, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно – ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы. Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОУ инициативе педагогов и воспитателей чаще всего организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: • игры с предметами (игрушками, природным материалом); • словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенное ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам; находят алогизмы в суждениях и др. Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь - научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Для решения задач физического воспитания педагоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры. Эти игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формирует умения, смекалку. Дети осваивают ритмическим движениями в такт мелодии, соревнуются в скорости и т. Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Любые игры требуют музыкального сопровождения. Но к специальным музыкальным играм причисляются хороводы, игры – импровизации, ритмические игры. Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности : Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведённое для игры детей, другими видами деятельности. Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно – ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно. Список литературы Абрамова Г. Возрастная психология [Текст] / Г. – Просвещение, 1999 г. – 330 с. Аникеева Н. Воспитание игрой [Текст] / Н. - Просвещение, 2006 г. – 280 с. Асмолов А. Психология личности Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. - М. : изд-во Моск. ун-та, 1999. – 240 с Бондаренко А., Матусик А. Воспитание детей в игре [Текст] / А. Бондаренко, А. - М. : Просвещение, 1983. – 270 с Запорожец А., Маркова Т. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / А. Запорожец, Т. – М. : Просвещение, 1978. – 320 с Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание [Текст] /И. Михайленко, И. – М. : Педагогика, 2003. – 310 с Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. - М. : Просвещение, 1999. – 260 с Рубинштейн С. Основы общей психологии [Текст] / С. - М. : Педагогика, 1996 г. - 270 с Эльконин Д. Психология игры [Текст] / Д. Психология игры. - М. : Просвещение, 1997. – 305 с