Раиса Мельник
Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Тема: «Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста»
Всем известно, что в самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм, ведь это не просто интересное времяпровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Публикация «Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Важная задача учителя и воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности.
Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает
лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании несет социальный характер. Какие же задачи решить необходимо?
- подготовка детей к жизни;
- способствовать адаптации ребенка к условиям социальной
жизни в дальнейшем;
- организация учебно-познавательной деятельности;
- создание и укрепление детского коллектива.
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы – дети познают форму, цвет объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. В основном, учащиеся 1-2 классов любят игры с куклами и игрушками.
Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Младшие школьники часто играют в школу (они учат кукол, игрушек-зверей (лесная школа, также обучают друг друга). Обычно споров с распределением ролей практически не бывает. Бывают в группе несколько заводил, которым не перечат, а четко следуют их указаниям и это касается разных видов игр). Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые чувства личности.
Дидактические игры требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Детям нравятся подвижные игры: «футбол», «прятки»; игры на внимание типа «замри». Особенно сейчас, когда они постоянно заняты: учебная деятельность, внеурочная, затем выполнение домашнего задания, то им просто иногда хочется покружиться, сделать колесо или просто поноситься.
Интеллектуальные игры – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», викторины; игры – конкурсы, настольные игры (шашки, домино, лото, пазлы).
Игры могут классифицироваться:
- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты);
- по месту проведения (на воздухе, в помещении);
- по скорости и времени проведения
(сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);
- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные);
- по количеству участников (индивидуальные, командные);
- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);
- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные)
Необходимы несколько условий для эффективности игры:
Свободное и добровольное включение детей в игру.
Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
Дети должны хорошо понимать смысл игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.
В игре дети должны руководствоваться приятыми в обществе нормами.
В игре не должно унижаться достоинство ее участников.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер ее участников.
При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
- не дублировать деятельность первой половины дня
(если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);
- игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
- играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
- использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист)
Роль игры в воспитании личности
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно также, как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
«Без игры нет, не может быть полноценного развития и воспитания. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям».
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины; выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.