наталья сажинова
Игра-беседа для детей старшего дошкольного возраста «О керамической посуде деревни Коровино»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать интерес к истории родного края.
Задачи: развивать интерес к изделиям народных мастеров своей области. Познакомить с историей промысла процесса создания посуды. Продолжать знакомить с особенностями коровинской керамики, форма, функциональное назначение (оформление).Учить описывать изделие, развивать образную речь детей. Лепить плошку, передавая ей характерную форму (внизу-уже, к верху-шире, круглое дно).Закреплять приемы лепки (скатывание, сплющивание, вдавливание, сглаживание).Показать способ, которым пользуются гончары -вытягивание формы. Обогащать речь новыми словами: керамика, керамическая посуда, кринка, гончар, плошка, гончарный круг.
Публикация «Игра-беседа для детей старшего дошкольного возраста „О керамической посуде деревни Коровино“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корова, молоко. Игры, дидактические пособия
- Корова, теленок. Все о коровах
- Корова. Конспекты занятий
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Материал: разнообразная посуда, карточки для игры, глина, стеки, стаканы, мокрые тряпочки.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Игра-путешествие на космическом корабле.
Посещение станций:"Загадкино"- загадки о посуде, "Керамическая"-выставка керамической посуды, "Лесная"-развитие воображения,"Глиняная"- работа детей с глиной.
Воспитатель: Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. В далекое прошлое. Давайте посмотрим на карту путешествий. Нам предстоит стартовать с земли, вот на эти группы, сделать вокруг нее несколько витков, посетить жителей больших планет звездной системы. Звезду - «Загадкино», «Керамическая», «Лесная», «Глиняная». Потом вернемся на землю.
Космонавты, займите свои места. Наденьте шлемы. Во время полета будьте внимательны. Итак начнем. Прошу приготовиться к полету. Внимание, старт! 5, 4, 3, 2, 1 - пуск. 1-2-3-4-5 -- хлопают в ладоши 4 раза. Ура!
1. Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт
Начинаем тренировку
Чтобы сильным стать и ловким.
2. Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости ребят - малышат.
Собраться в дорогу не трудно для нас
И вот мы к полету готовы сейчас.
3. Скомандует диктор: «Внимание, взлет»,
И наша ракета помчится вперед.
Прощально мигнут и исчезнут вдали
Огни золотые любимой земли.
4. Хотим мы с тобой
подружиться звезда,
Чтоб ты не скучала все время одна.
Таинственный марсианин подожди нас
чуть - чуть
Сумеем в пути и к тебе заглянуть.
Воспитатель: Внимание, ребята, мы приближаемся к первой звезде на нашем пути. Звезда называется «Загадкино». Выходите все из корабля (Входит девочка в костюме.)
Девочка: Здравствуйте! Я - девочка Загадушка. Меня называют так, потому что я люблю загадывать загадки и много их знаю. Послушайте MOИ загадки. Я знаю, вы ребята умные, догадливые.
1. Относится к посуде, 2. Бабка коптела, много лет терпела,
круглая, мелкая, многих коней кормила, а разбилась,
ставится на стол. под плетнем очутилась.
(тарелка) (миска)
3. Был на топчане, был на кружале,
был на пожаре, был на базаре. магазины.
Домой пришел всю семью накормил.
(горшок)
4. Сделали из глины, отвезли в магазины.
Хозяйка пришла, домой принесла.
И хранит эта посуда с грядки собранное лето.
(бочонок)
Воспитатель: Спасибо, Загадушка, за интересные загадки. Ребята, о чем эти загадки? (о глиняной посуде) Из чего еще делали раньше посуду? (из дерева) Вот посмотрите, какие красивые деревянные ложки. Хотите поиграть? - Оркестр «Ложкарей».
Вот и звезда загорелась, дает знак, что мы сможем отправляться дальше. Приготовиться к полету.
Мы летим на очень интересную звезду - «Керамическую». А как по другому ее можно назвать? (глиняная)
Сейчас я вам расскажу, какой длинный путь изготовления проходила глиняная посуда. И прежде чем появится горшок или кринка нужно выполнить много сложных операций. Сначала заготавливали глину и ждали 2-3 года, чтобы глина «дошла» под действием мороза, дождя и ветра. 3aтем глину заливали водой и долго перемешивали руками и ногами. Когда глина была готова из нее лепили сосуд. На гончарном круге. Готовую посуда сушили, покрывали глазурью. После этого обжигали в специальных печах. Вот какой долгий путь изготовления проходит керамическая посуда.
Итак, мы призвездились. Можете покинуть корабль, побродить по этой звезде и посмотреть выставку керамических изделий. Какие предметы вам здесь знакомы? Что мы с вами лепили? Кто знает, где делают такую посуду" В деревне Коровино.
А сейчас мы поиграем в игру «Магазин». Женя будет продавец, а вы -покупатели. Но предмет будет продан, если вы хорошо расскажете о нем. Для чего он нужен? Какой он формы? Как он украшен? (Дети рассказывают, и продавец дает им карточку с изображением предмета).
Воспитатель: Путешествие наше продолжается. Садитесь поудобнее. Мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция - «Лесная».
Чтобы вы не скучали, я познакомлю вас с мастером - гончаром. Итак, вы знаете, что посуду начали делать давным-давно, недалеко от города Мурома в деревне Коровино. Делали их крестьяне-мастера, как их называют. С одним из коровинских мастеров я вас познакомлю. Это Короваев Василии Павлович. Василий Павлович давно занимается гончарством. Его прекрасные изделия известны не только у нас в области, но и в других городах. Посуду продавали раньше и сейчас на рынках, базарах городов Мурома, Меленки, Павлове, Выксе. (Показ фотографий)
Время быстро пролетело и мы не заметили, как долетели до следующей звезды «Лесная». Выходите, посмотрим, что находится на этой звезде. Мы с вами находимся на лесной звезде. Ребята, немного пофантазируйте «Что я вижу?», «Что я слышу?». Давайте поиграем в народную игру «Гори-гори ясно».
Послушайте загадку;
В темном лесе на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три чашки
И три ложки и три кружки
Отгадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
В загадке говорится, что у медведей всего по три. Чего здесь не хватает на столе? Что можно сделать? Как им помочь? Из чего раньше делали посуду? (из дерева, глины). А вы хотели бы помочь медведям?
Ну, хорошо. Путешествие продолжается, займите места в космическом корабле. Вот из таких чашек ели свою похлебку медведи, (показ) Правильно она называется «плошка» или «миска». Чтобы хорошо слепить, нужно ее рассмотреть. Расскажите, какая она, форма дна, ширина стенки вверху, внизу, как украшена, (круглое дно, внизу плошки уже, вверху шире). Плошка похожа на чайную чашку, но больше, шире и без ручки. Поверхность гладкая, а по краю узор. Плошку можно слепить по-разному. Вспомните, как лепили чашку, кто расскажет? (скатать шар, расплющить его, вдавить середину, пальцем оттянуть и подровнять края)
Воспитатель: Наша ракета приближается к следующей станции - «Глиняная». Выходите, пожалуйста.
На этой станции, космонавты, и вам придется потрудиться. Посмотрите и скажите, что вы видите на столах? (дети называют) На что похож комочек глины? (на шар, яблоко, солнце) Мы сейчас превратим эти комочки глины в миски для медведей; большой, средний, маленький. Надевайте фартуки и садитесь за столы.
Воспитатель: Плошку можно лепить по-разному. Кто хочет показать, как можно слепить плошку? Нужно взять комочек глины, скатать из него шар, положить его на гончарный круг и вдавить, сделать углубление в середине кома и вытягивать грая вверх. Не забудьте сгладить поверхность изделия
мокрой тряпочкой, а также подумайте, как можно украсить: рельефно
дорожкой, елочкой, штрихи волнистые, бороздки, которые можно сделать
стекой. Плошка, как настоящая, (в конце работы приходят 3 медведя)
Медведи: Мы вернулись из леса и очень проголодались.
М. И. : (заревел) Где моя большая чашка? Кто ее взял?
А. П. : Где моя чашка поменьше с красивым узором?
М. : Где моя маленькая чашка? Из нее всегда было так приятно кушать, i
похлебка всегда была вкусная.
Воспитатель: Не ревите, медведи. Гончары слепили вам новую посуду
лучше прежней. Идите выбирайте, (медведи выбирают)
М. И. : Какая большая плошка, как раз для меня! По краю валик и защипы.
Мне она очень нравится.
А. П. : А я возьму плошку поменьше, из большой мне не съесть всю
похлебку. Вот эта, такая ровная, гладкая, красивая с узором.
М. : А я возьму маленькую мисочку и выберу похожую на мою, которая у
меня разбилась, мне нужна прочная мисочка и красивая. Я еще маленький и
неуклюжий, часто бью свои плошки. Вот эту возьму.
Медведи: Ребята, нам нужны и другие плошки, мы их поставим в шкаф в
столовой. Пусть будет много посуды. Помогите нам перенести их в
столовую, (дети ставят свои работы на доску)
Воспитатель: Возвращаться нам пора
По местам, мои друзья,
(дети садятся на ракету)
Из полета возвратились
И на землю приземлились.
Итог: Дети, понравилось вам путешествовать? Я вами довольна. Все вы были молодцы и хорошо справились со всеми заданиями. В следующий раз: мы отправимся в другое путешествие.