Юлия Николаевна Кузнецова
Идеи для творчества с детьми на каждый день
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из крупных направлений арт-терапии – изотерапия. Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает наличие огромного выбора различных материалов: гуашь, акварель, пальчиковые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, картон, фольга, текстиль, журналы, пластилин, глина и так далее.
Пригодится бумага разных размеров и разной фактуры, кисти различной толщины, клей, ножницы, скотч, а также различные нетрадиционные материалы, которые, безусловно, можно найти в каждом доме (губки, соломинки для коктейля, одноразовые тарелочки, капсулы от кндер-сюрприза и т. п., природные материалы (камушки, палочки, спилы дерева).
Публикация «Идеи для творчества с детьми на каждый день» размещена в разделах
Цель изотерапии - не научить ребёнка рисовать, а дать выход творческой энергии. Основное воздействие арт-терапии связано с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для выражения своего состояния, внутренних переживаний, не беспокоясь о художественной ценности выполненных работ. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выстраивает свои отношения в различных ситуациях.
В арт-терапии разные направления тесно связаны между собой, зачастую дополняют друг друга. Так, изотерапия тесно связана со сказкотерапией. Создавая изображения, мы вместе с ребенком рассматриваем их, описываем, придумываем сказки или истории. И наоборот, работа над сказкой, ее анализ часто сопровождается созданием иллюстраций к сказке, рисованием продолжения сказки, отреагированием в творческой работе эмоций, вызванных сюжетом или переживаниями героев.
Основная цель сказкотерапии - эмоциональная поддержка ребенка, формирование у него правильных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми, а также развитие творческих навыков и навыков общения.
Изотерапия и сказкотерапия могут использоваться родителями и педагогами с детьми разного возраста и разного уровня развития. Так, рассказывая простые сказки для малышей, взрослый может сопровождать свой рассказ рисунками. Из опыта работы - часто предлагаю родителям, готовящим детей к поступлению в детский сад или тем, у кого адаптация протекает сложно, рассказывать сказки про детский сад, рисовать иллюстрации, создавать мини-книжечки. Главным героем этих сказок становится сам ребенок или Зайка, Мишка, Котенок, который сталкивается с определенными ситуациями и, конечно же, легко разрешает все сложности!
В ситуациях, когда вербальный контакт нарушен или еще не доступен, изотерапия выступает в роли средства общения.
Главными условиями арт-терапии для детей являются безопасность, привлекательность, понятность, доступность средств. Чтобы ребенок раскрылся, нужно создать атмосферу, где он будет чувствовать себя легко и свободно. Необходимо подобрать те изобразительные средства, с которыми ребенок может справиться. Навыки рисования и владение изобразительными средствами в изотерапии не играют определяющей роли. Гораздо важнее атмосфера принятия и безоценочный подход.
Каракули - самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д. С детьми младшего возраста «дорисовывание» делает взрослый, советуясь с ребенком.
Интересный результат получается при рисовании карандашами, скрепленными скотчем или резинкой.
Рисование пальцами
Даже малыши, еще не владеющие ни карандашом, ни кисточкой, могут создавать изображения при помощи отпечатков пальцев, ладошек, маленьких ножек. Для рисования можно использовать как специальные пальчиковые краски, так и сделать их самостоятельно, или обыкновенную гуашь (немного развести ее, чтобы не текла).
Рецепт пальчиковых красок
0.5 кг муки
5 ст. ложек соли
2 ст. ложки растительного масла
Добавить воды до консистенции густой сметаны.
Все это перемешиваем миксером, затем полученную массу разливаем в отдельные баночки, добавляем пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант – пасхальные наборы, перемешиваем до однородной массы.
Готовые пальчиковые краски рекомендуется хранить в холодильнике 1-2 недели.
Сделав отпечатки красками (можно также обвести карандашом, фломастером контуры ладошек или пяточек, для малышей взрослый дорисовывает картинку, добавляя линии и создавая образы. Детки постарше могут уже сами дополнять свои отпечатки.
Рисование ладошками психологи рекомендуют использовать для коррекции агрессивного поведения и повышенной возбудимости.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями,и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.
Рисование предметами окружающего пространства
Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.
Интересные картины получаются при создании отпечатков с помощью предметов с необычной фактурой (губки для мытья посуды, одноразовые вилки, различные крышечки-пробочки, и т. п.)
Считается, что точечный рисунок (ватными палочками, пробками, крышками) способствует снижению у ребенка агрессии.
Для снятия негатива, выплеска отрицательных эмоций хороший способ – оттиски мятой бумагой.
Настоящие пейзажи получаются, если сделать отпечатки при помощи высушенных листьев.
Можно создавать картины штампами из картошки.
Еще один из способов - рисование мыльными пузырями, смешанными с гуашью. Лопнувшие мыльные пузыри оставляют на бумаге причудливые следы. Выдувание пузырей через трубочку способствует вытеснению агрессии.
Одна из известных техник арт-терапии – монотипия (дословно – один отпечаток). На гладкой поверхности – стекле, пластике, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок тушью, акварелью или жидко разведенной гуашевой краской Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. На бумаге можно сделать рисунок на одной стороне листа, а потом сложить лист пополам и хорошо разгладить. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Кляксография - дорисовывание клякс. Кляксы можно создавать «выдуванием» - на лист бумаги капаем разбавленной краской или тушью, затем дуем через соломинку для коктейля, превращаем каплю в кляксы. Затем, когда клякса подсохнет, разглядываем то, что получится, описываем возникший образ, дорисовываем его. Данную технику рекомендуют использовать при повышенной возбудимости ребенка.
Также снижению возбудимости способствует рисование шариками. Ребенку предлагают окрасить шарик в краске, положить на бумагу, лежащую на подносе (в коробке, и шевелить поднос, чтобы шарик перекатывался, оставляя следы, создавая причудливый рисунок.
Рисование на мокрой бумаге
Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое удовольствие, подарит много положительных эмоций.
Рисование свечой (с 4 лет)
Интересный эффект получается, если перед рисованием нанести на лист рисунок парафиновой свечкой. Дети, впервые столкнувшиеся с данной техникой, воспринимают это именно как чудо. Рисунка выполненного свечой не видно, но на ощупь он чувствуется. С контуров, нарисованных свечой, краска сползает, т. к. парафин, из которого сделана свеча, жирный.
Рисование с помощью соли (с 2 лет)
Краска растекается по клею, посыпанному солью. Когда клей высохнет, рисунки станут яркими и блестящими.
Техника выполнения:
1. Клеем нарисовать что-нибудь на картоне.
2. Посыпать клеевой рисунок солью.
3. Стряхнуть лишнюю соль. Повторять до тех пор, пока клеевые линии не будут полностью покрыты солью.
4. Обмакнуть кисточку в краску и аккуратно прикоснуться к покрытой солью клеевой линии. Краска потечет по ней. Использовать разные краски в разных частях рисунка, пока все изображение не будет полностью раскрашено.
5. Высушить (процесс может занять два-три дня).
Рисование сыпучими материалами
С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Можно использовать в работе песок, крупы, стружку от каранадашей, и т. п.
Можно расписывать красками природные объекты – палочки, коряги, камушки и т. п., создавая образы реальных или фантастических животных, сказочных персонажей.
Техника марания – спонтанные рисунки детей, выполненные в абстрактной манере. Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.
Эффект разбрызгивания можно получить, если летом рисовать струями воды на сухом песке, зимой – цветной водой на снегу.
Рисование пластилином
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми. Способствует развитию мелкой моторики.
Можно создавать пластилиновые композиции, вдавливая в основу разны виды круп, макаронных изделий, пуговицы и т. п.
Создание коллажей
Большой интерес у детей вызывает создание коллажей. Этот способ доступен и нравится тем, кто «не умеет рисовать». Сравнительно быстро получается яркий, красочный результат. Можно брать отдельные детали готовых картинок, фотографий и дорисовывать их или полностью создавать коллаж из ярких кусочков.
Выбор средств для изотерапии позволяет оказывать на личностные особенности детей, корректировать их эмоциональное состояние. Так, осторожным, тревожным детям лучше предложить для работы акварельные краски, большие листы бумаги, техники разбрызгивания, рисования по мокрой бумаге, кляксографию и т. д. Эмоциональных, возбудимых, гиперактивных детей наоборот лучше ограничивать форматом листа, предлагать им материалы более структурированные (цветные карандаши, мелки, пластилин).
Важно правильно относиться к результатам творчества детей. После окончания рисования процесс не заканчивается. Необходимо беседовать с детьми о том, что хотел изобразить ребенок или о том, что он видит на получившемся рисунке, коллаже. Можно придумывать сказки, истории по картинам, созданным ребенком. А можно наоборот – сначала придумать историю, а потом создать к ней иллюстрации. Все это способствует развитию речи, творческого воображения.
Хорошо, если у ребенка будет возможность демонстрировать результаты своего творчества. Можно устраивать импровизированные выставки, использовать работы ребенка для оформления детской, для создания открыток или подарков к праздникам. Это оказывает влияние на самооценку ребенка, поможет увидеть динамику в его развитии, да и просто будет хорошим воспоминанием.
Конечно, не обязательно складывать и коллекционировать все работы ребенка! Лучшие работы, особенно запоминающиеся, особо значимые для ребенка, можно сохранить в специальной папке-портфолио, а можно сделать фотографии работ и создавать целые фильмы-презентации.
Занимаясь арт-терапией, дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. В процессе арт-терапии развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Таким образом, арт-терапия способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.