Папки-передвижки

Художественное воспитание детей в семье

Фраева Лолита Борисовна
Художественное воспитание детей в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Художественное воспитание детей в семье.

Нельзя вырастить полноценного человека

Без воспитания в нем чувства прекрасного

(Р. Тагор)

Что значит эстетически воспитанный человек?

Это человек, который умеет воспринимать красоту окружающей природы, который способен с радостью и нежностью смотреть на маленькие, легкие грациозные существа, на детей, животных, птичек; человек, которого волнуют славные дела и благородные поступки людей, который любит искусство и умеет видеть вокруг себя много красивого, может быть, для других и незаметного в повседневной жизни. Такой человек несравненно богаче, полнее, радостнее воспринимает жизнь, чем другой, который равнодушно проходит мимо всего этого.

Публикация «Художественное воспитание детей в семье» размещена в разделах

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка. Подлинное богатство духовной культуры в основе своей всегда имеет эту способность. И поэтому первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Горящая разноцветными огнями, украшенная блестящими яркими игрушками новогодняя елка всегда воспринимается ребенком эмоционально – эстетически. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!» Но мы не всегда обращаем на это должное внимание.

Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет и более бережно подойти к ним, будет стараться не навредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру. Самое страшное в человеке, в ребенке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Это безразличие, естественно, враждебно гуманизму человека, создающего новое, передовое человеческое общество.

Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?

Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в виденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи.

Именно на основе понимания, знания тех или других характерных особенностей предмета или явления пробуждается у ребенка интерес, живое эмоциональное отношение к нему. С другой стороны, наличие интереса, чувства активизирует наблюдательность и, следовательно, углубляет знания о предметах, расширяет кругозор.

Любая экскурсия с детьми на природу прогулки в город, в парк имеют большое познавательное значение для ребенка, но вопросы эстетического восприятия детей нередко при этом забываются. Правильно делает мать, когда во время прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно-голубое, с легкими, как бы тающими облаками!», «Замечал ли ты, как красиво выглядят деревья зимой, когда они в инее, легкие, пушистые, как бы кружевные?», «Обрати внимание на листочки осины, осенью они совсем темно-красные; у березы золотистые, а у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранжевые, другие желто-зеленые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу!»

Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на целесообразность и конструктивную стройность мостов, машин, на слаженность, стройность ритмов трудных процессов, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

Эстетическую восприимчивость у ребенка следует развивать, привлекая его внимание и к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так например, сознание, что кружка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, ее украшающему, заставит ребенка бережнее к ней относится, так же как и любовно ухаживать за растением, которое ему нравится. Это обязывает родителей внимательнее выбирать вещи, которыми ребенок пользуется в повседневной своей жизни, избегать вещей, безвкусных по форме и украшению (посуда, ткань, игрушки).

Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т. е. делают его красивым.

Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но нельзя и относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству. Нельзя, даже шутя, высмеивать результаты этого творчества, отмечая неправдоподобие и научить живность графических образов ребенка.

Необходимо всячески поощрять ребенка в его увлечении рисованием и всячески помогать ему, не взирая на степень его одаренности.

Сама специфика изобразительной деятельности определяет воспитательное и образовательное значение процесса рисования. В своем рисунке, даже самом наивном и беспомощном, ребенок воспроизводит свои представления, свои знания о предметах, явлениях и событиях, свои наблюдения над окружающим. Чтобы нарисовать тот или другой предмет, ребенок должен припомнить и зрительно представить себе его характерные особенности; чтобы изобразить какое-нибудь событие, надо как-то расставить изображаемые предметы и персонажи в рисунке, найти персонажам соответствующие костюмы, движения. Чем наблюдательнее ребенок, чем он пытливее, тем убедительнее будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора.

Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего необходимо понимать, как рисует ребенок и почему он так рисует. В рисунке ребенка дошкольного возраста и даже начального школьного многое может показаться непонятным, нелогичным, несуразным даже. Большинство детей этого возраста любят рисовать. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематических. Характерная особенность изобразительного творчества детей дошкольного возраста - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Каким же образом и как могут помочь рисующему ребенку родители, которые в большинстве случаев сами абсолютно не подготовлены к рисованию?

Много значат для поощрения ребенка к рисованию хорошие материалы. Для рисования ребенку необходимо иметь средней мягкости, хорошо очиненный карандаш, рисовальную бумагу. Желательно, чтобы ребенок время от времени мог рисовать и на цветной плотной бумаге с матовой поверхностью - серой, синей, голубой, желтой. С самого начала надо предоставить ребенку возможность работать красками. Цвет, его сочетания являются наиболее доступными для него средством художественного выражения своих творческих замыслов. Ребенок 6 лет может работать цветными карандашами, акварелью, гуашью, цветными мелками.

Очень важно подсказать ребенку новые интересные темы для рисования и новые виды работ. Как ни живо воображение ребенка, но иногда он затрудняется, не знает, что ему рисовать, начинает механически повторять одни и те же привычные образы, которые ему уже наскучили. Родители могут подсказать ребенку сюжеты из окружающей действительности, из событий его жизни. Большую помощь родители могут оказать ребенку, помогая ему уточнить свои представления путем целенаправленного наблюдения тех предметов действительности, которые ему надо изобразить в связи с задуманной им темой рисунка.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Мастер-класс для родителей «Воспитание эмоционального здоровья детей в семье» Цель: расширить арсенал психолого-педагогических приемов родителей, направленных на улучшение эмоционального здоровья детей дошкольного.

Памятка для родителей и детей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период изоляции самое время рассказать ребенку дошкольного возраста о нашей природе, земле,.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения про уборку, пришивание пуговицы и поход для детей на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественное воспитание детей в семье
Опубликовано: 14 октября 2023 в 13:04
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественное воспитание детей в семье» (включая файлы) размещена пользователем Фраева Лолита Борисовна (УИ 2375959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД