Ирина Александровна Меркулова
Художественное творчество детей в иллюстрациям к сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественное творчество детей в иллюстрациях к сказкам» Подготовила воспитатель ГБОУ СОШ №16 СПДС №22 «Жемчужинка» г. о. Жигулевск Самарская область
Знакомство детей с литературным произведением происходит на слух, поэтому особое внимание уделяем красочности иллюстраций и все рассматривания подбираем достаточно реалистичные.
Иллюстрированный и литературно- поэтический материал помогает раскрыть тему занятия. Очень важно подобрать разнообразный иллюстрированный материал, который не ограничивал бы выбор в творчестве ребят, предоставляя им возможность самим выбрать материал и технику исполнения.
Публикация «Художественное творчество детей в иллюстрациям к сказкам» размещена в разделах
Отдавая предпочтение тому материалу, который связан между собой идеей и стилем художественного, музыкального и литературного произведения учим детей, вглядываться в иллюстрации, видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает, воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность, замечать художественные детали, характеризующие героев и их взаимоотношения, соединяя при этом музыкальное слушание. Иллюстрированный и литературно поэтический материал помогает раскрыть тему занятия. Очень важно подобрать разнообразный иллюстрированный материал, который не ограничивал бы выбор в творчестве ребят, предоставляя им возможность самим выбрать материал и технику исполнения.
На основе полученных знаний педагог предлагает детям изобразить композицию по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, сюжет, где из волн морских выходят тридцать три богатыря и обходят остров дозором. Дети, выбрав изобразительный материал, рисуют богатырей, показывая их мощь и силу. Дети, изобразив каждый своего богатыря, переходят к следующему этапу - вырезают и наклеивают их на общий лист бумаги, дополняя композицию деталями (морские звезды, коньки, раковины, водоросли)
Прослушав музыкальное произведение и отрывок из «Сказки о царе Салтане», предлагаем изобразить бурливое море красками, различными движениями кисти, мазками, линиями, точками используя оттенки воды. Возвращаясь к этой работе, вспоминаем отрывок «… Лебедь белая плывет….», предлагаю дорисовать Царевну – Лебедь
Завершая работу на эту тему, вызвать желание у детей дорисовать остров с куполами и церквами, растительностью, живущими там людьми.
Продолжая тему птиц, предлагаю детям пофатазировать на тему вещая птица Гамаюн
.
Знакомя детей с иллюстрациями Е. И. Чарушина, Ю. Васнецова, В. Чижикова, В. Конашевича, Е. М. Рачева, Н. Радлова, и других художников, прочитав эпизодично отрывки рассказов, предлагаю детям изобразить понравившегося животного дикого или домашнего, передавая окраску покрытия, характер, позу, динамику. Предлагаю детям художественную игру «Чудесные животные», где перемещая по кругу диски с изображением верхней и нижней частью разных животных, ребята видят разнообразие чудных образов. На основе этих знаний, дети выявляют желание нарисовать образ необычного животного. Образа животного и изобразительный материал дети выбирают самостоятельно.
Интеграция содержания детской художественной литературы, музыкальных произведений, изобразительной деятельности, помогают детям опираясь на иллюстрации вспоминать о тех образах, которые увидели, подхватывая эту тему, передают цветом, линией, мазком, точками это состояние. Мы пробуем и объединяем эти интересные виды деятельности детей, предлагая им «переживать», «проживать» содержание сказки с помощью кисти и краски и других изобразительных материалов
Ясность, простота, выразительность – важные показатели художественной ценности иллюстрации. Подбирая для детей яркие зрительные образы книжных иллюстраций которые эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Картинка должна быть понятна ребенку с первого взгляда. Благодаря выразительности изображения ребенок воспринимает настроение героев, разделяет их чувства.
Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять красочности иллюстраций. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: волк не выше зайца, ворона не должна походить на воробья и т. д.
Во многих сказках встречаются такие герои как Баба –Яга, леший, водяной, кикимора, очень интересно и выразительно выходят из под кисти детей эти образы. Дети наделяют их различными качествами, эмоциями, передают настроение и взаимоотношения
Рисование детей на тему : «Баба-Яга и Леший», «Леший в гостях у Бабы -Яги»
Так, средствами искусства обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его эстетическое отношение к окружающему, закладывая тем самым основы будущей личности. Чем раньше будет заложен творческий потенциал личности, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.