Надежда Добрынина
Художественное слово в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное слово в жизни ребёнка
Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст человека до пяти лет – богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Публикация «Художественное слово в жизни ребёнка» размещена в разделах
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и способностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений.
Л. Н. Толстой, обращаясь памятью к своим первым впечатлениям детства, писал: «Разве не тогда я приобретал… так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл одной сотой того. От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего ребёнка – страшное расстояние».
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь. Плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.
В чём же причина неослабевающего интереса к фольклору? Отчего же и по сей день записывают его филологи, этнографы и просто собиратели-энтузиасты, отчего писатели снова и снова обращаются в своём творчестве к фольклорным сюжетам?
Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и творчестве. И то, и другое людям также необходимо, как хлеб, как воздух, как общение.
Младенцем ребёнок учится по произведениям устного народного творчества звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; когда подрастёт начинает приобщаться к народному опыту, народной морали, народной мудрости, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка – водичка…», накормить («Травка – муравка…»).
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в её смысл.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия.
Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность.
Большинство песенок, прибауток, потешек создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову. Приучаясь пользоваться им в своей речи.
Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, к своему дому, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Наряду с песенками, созданными специально, для маленьких в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных песен – это золотой фонд, любовно сохранённый предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны – «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из – за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размеров (от чётких, точных рифм – «Наша Маша…», «Огуречик, «Ладушки…» - до белого стиха («Ты травушка ли моя, травушка…»); интонацией (от ласковой лирической - «Потягунушки, потягунушки…» - до юмористической – «Ты умница, разумница…»).
С удивительным педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от простейших потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк, забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Стремясь пробудить в детях, лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в них уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают к нему интерес.
Важно, чтобы ребёнок не просто слушал сказку, но и осознавал идею, вдумывался в подробности происходящего.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего, усиливает остроту впечатлений. Ребёнок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие её персонажей.
Эта внутренняя активность – «жизнь вместе с героем» - как бы поднимает все душевные силы ребёнка на новую ступень, даёт возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
Сказку нужно рассказывать неоднократно. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Широко используются в работе с детьми произведения русских поэтов, стихотворения больших мастеров художественного слова.
Произведения подлинной поэзии развивают воображения и чувства ребёнка, делают его более чутким в восприятии всего окружающего, обостряют внимание к слову, к человеческой речи. Помочь детям почувствовать поэтические картины, дать им вслушаться в музыку строк, научить радоваться встречам с подлинной музыкой – задача немалая. В. Г. Белинский советовал читать стихи А. Пушкина: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они … больше чувствовали…пусть и поэзия действует на них, как и музыка, - прямо через сердце…».
Но, чтобы добиться такого результата, взрослым очень важно предварительно разобраться в средствах выразительности, используемых тем или иным поэтом, почувствовать особенности звучания его стиха. Только тогда можно суметь передать всё это детям.
Мир красок и звуков окружает ребёнка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту – значит сделать его более богатым духовно, более счастливым.
Воспринятые чувством, надолго запомнятся детям поэтические образы, созданные А. Пушкиным, А. К. Толстым, И. Буниным, А. Блоком и другими замечательными русскими поэтами.
К чувствам ребёнка обращался и Л. Н. Толстой, создавая свои маленькие рассказы. Великое уважение к ребёнку, вера в его душевные силы, в способность интуитивно понять очень многое пронизывают всё его творчество, обращённое к детям.
И рассказы Л. Н Толстого поражают законченностью, мудростью, лаконизмом изложения. Повествование беспредельно сжато, язык ясен и прост.
Добиваясь простоты, доходчивости рассказов, писатель не даёт готовых выводов, даже в рассказах на темы морали. Он верит в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств, их интуицию.
Многие рассказы иносказательны, и подтексты этих коротких произведений, полных мудрости и гуманизма, малыши уловят далеко не сразу, но задушевный тон беседы вызовет у них ответный отклик, и постепенно дети будут проникаться смыслом написанных строк Знакомя детей с новыми миниатюрами, перечитывая уже известные, прислушиваясь к детским высказываниям, для того чтобы понять, что и как воспринято, взрослые сумеют помочь им почувствовать глубину содержания рассказов великого русского писателя.
В познавательных рассказах К. Д. Ушинского повествуется о животных и птицах, об их повадках и привычках, описывается их внешний вид. Язык рассказов живой, яркий; писатель широко использует художественные средства, характерные для произведений устного народного творчества.
Художественные произведения советских писателей различны по темам и жанрам. Продолжая лучшие традиции устного народного творчества и русской литературы, писатели ведут с детьми то серьёзный, то шутливый, то иносказательный разговор.
Заложить основы патриотизма, воспитать в ребёнке гордость за свою Родину – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом.
В произведениях В. Маяковского прослеживается горячая убеждённость, уважение к детям, умение говорить с ними на равных. Мастерство поэта делают стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» непревзойдённым по силе прямого воздействия.
Побуждают в ребёнке любознательность, желание активно помогать взрослым произведения С. Маршака, З. Александровой, Е. Благининой и других писателей.
В. Бианки, Е. Чарушин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладков, Э. Шим, Ю. Дмитриев стараются подружить детей с миром природы. Они учат любить и охранять природу, наблюдать за жизнью растений, насекомых, зверей и птиц.
К. И. Чуковский в своих произведениях восхищённо рассказывает восхищённо о доброте, смелости и других хороших душевных качествах; весёлой шуткой, занятной выдумкой высмеять недостатки; выпукло обнажить такие отрицательные черты, как трусливость, равнодушие.
В наше время, когда вопросы нравственного и эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать духовное восприятие мира.
Однако ещё раз необходимо подчеркнуть, что творческое восприятие текста, рисунка во многом зависит от выразительности подачи его, систематичности, продуманности работы с книгой.