Анфиса Васильева
Художественное конструирование с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация : В статье рассматриваются особенности организации работы по художественному конструированию со старшими дошкольниками. Обозначено влияние художественного конструирования на развитие творчества воспитанников, рассмотрены возможности освоения разных видов конструирования, представлен опыт использования технологических мини-сказок для побуждения творчества в художественном конструировании на примере игрового упражнения «Бабочка».
Публикация «Художественное конструирование с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова : творчество, художественное конструирование, конструирование из бумаги, старший дошкольный возраст.
Старший дошкольный возраст считается наиболее сензитивным периодом для развития творческой активности детей, что является необходимым условием освоения всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Наибольшие возможности для творческих проявлений старших дошкольников представлены в ходе реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в частности, в процессе конструктивной деятельности. Так, в период дошкольного возраста дети способны освоить навыки художественного конструирования.
Наблюдения за детьми показывают, что не все воспитанники с интересом относятся к конструктивной деятельности, они часто скучают во время подобных занятий. В итоге выполненные ими поделки не вызывают восторга, характеризуются бедностью фантазии, невыразительностью образов.
На основе сказанного, представляется актуальным развитие творчества у детей старшей группы в процессе художественного конструирования.
Развитие творчества возможно путем включения старших дошкольников в активное экспериментирование с разными подручными материалами. В качестве объектов экспериментирования в художественном конструировании могут выступать разного рода материалы, которые имеют свои свойства: цвет, размер, вес, структуру, фактуру, функциональность и т. п.
Кроме того, исходя из того, что художественное конструирование влияет на развитие творческих проявлений воспитанников, следует развивать у них умение планировать и поэтапно создавать определенный образ (мысленно, либо с помощью опорных схем); продумывать декоративные детали, которые придадут образу особую индивидуальность.
В дошкольном возрасте дети осваивают два типа художественного конструирования : конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Остановимся подробнее на особенностях руководства конструированием из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста.
В указанном возрасте воспитанники знакомятся с разными способами превращения полоски бумаги в объемную деталь (в виде кольца или петельки, что позволяет освоить навыки конструирования фигурок животных (зайчонок, медведь, птиц (сова, утенок, транспорта (самолет, легковой автомобиль).
Наиболее сложным способом конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста является выполнение ребристых игрушек. Создание ребристой игрушки предъявляет требования к качеству работы: нужно не только аккуратно сложить заготовку и вырезать деталь по разметке, но и очень точно совместить половинки деталей при склеивании.
Запас навыков конструирования у детей старшей группы раскрывает большие возможности для развития творческих способностей, когда на основе одного способа работы с бумагой ребенок может выполнить разные поделки.
Для разнообразных способов конструирования и оригинального применения различных материалов можно использовать образные игровые упражнения. Постепенно в это придумывание следует включать и детей, что будет способствовать развитию их фантазии и творчества.
Так, в своей работе с детьми мы апробировали технологические игры-сказки для побуждения к творчеству. Эти игры-сказки позволяют «оживлять» лист бумаги при помощи сюжетной истории, способствуя развитию пространственно-логических операций и активизации ассоциативно-образного мышления детей. Эмоции при прослушивании игр-сказок являются поддержкой конструктивной деятельности. Дети не только с легкостью запоминают этапы работы, но и активно стремятся к воспроизведению знакомых и освоенных действий. Сказочные сюжеты могут с каждым разом становиться более содержательными, обрастая новыми персонажами и подробностями.
Детям старшей группы доступно выполнение интересных поделок в технике оригами. Поэтому на начальном этапе освоения этой техники нами была использована технологическая мини игра-сказка «Бабочка», в ходе которой дошкольники, прослушивая текст сказки, учились складывать лист бумаги в соответствии с текстом: «Бабушка надела косынку и пошла в огород. Там рос вот такой треугольный куст. Она решила посмотреть, кто там в нем спрятался: отогнула одну веточку, другую веточку и увидела бабочку». Сначала для получения косынки для бабушки дети сложили квадратный лист бумаги в треугольник. Затем для получения образа бабочки они отогнули верхние края полученного треугольника. Казалось бы, произведено всего три действия, но сама игровая ситуация со сказочным содержанием очень понравилась всем детям. Данная сказка способствовала созданию эмоционального настроя и повышению активности в целях обучения навыкам конструирования из бумаги в технике оригами в ходе организованной деятельности в свободное время.
Таким образом, знание вышеуказанных условий для развития детского конструктивного творчества позволит многим педагогам построить свою работу со старшими дошкольниками более эффективно, педагогически целесообразно и адаптированно к воспитанникам.