Светлана Черкашина
Художественно-творческое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое развитие – необходимое условие жизнедеятельности человека, т. к. без творчества невозможно движение по пути прогресса. На современном этапе творческое развитие является одним из приоритетных направлений формирования личности.
В чем заключается преемственность художественно-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Публикация «Художественно-творческое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
В преемственности в содержании художественного образования; преемственности способах, средствах и формах художественного образования; преемственности в становлении личности воспитания. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры, выступающие основаниями преемственности дошкольного и начального
общего образования, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, способности детей принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения. А формированию таких способностей происходит в разных видах детской деятельности, в том числе и в художественно-творческой деятельности, которая осуществляется и в детском саду в процессе рисования и лепки детьми, и в начальной школе на уроках по изобразительной деятельности.
Каковы же педагогические условия преемственности в развитии творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных учреждений? Таковыми условиями являются использование разнообразных видов и форм творческой деятельности; признание ведущей роли развивающего обучения; учет имеющегося уровня творческого развития воспитанников; активное включение родителей в процесс развития творческих способностей детей; создание положительной атмосферы во всех видах творческой деятельности детей.
Важнейшим условием художественно – творческого развития дошкольников и младших школьников является организация интересной содержательной жизни детей в образовательном учреждении и в семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения [1, c. 132].
Большие возможности для развития творчества заключаются в изобразительной деятельности, в процессе которой развиваются способность к творческому воплощению художественного образа. Побуждением к творчеству могут явиться поездки на природу, сбор различных предметов, поиски новых форм и цвета, зарисовки узоров и т. д.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их значение. Искусство дает ребенку богатый эмоциональный опыт. Оно не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. Искусство ценно именно тем, что воспитывает у ребенка такой способ мышления, за которым стоят образы, воображение и изобретательность [2, c. 133].
Общей целью при работе с искусством является саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание ребенком целей его собственной деятельности [3, c. 291].
Задача творческого развития детей заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать творческие способности детей : воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость; с другой – развивать потребность в творчестве и общении с искусством [3, c. 101].
На сегодняшний день в группах для осуществления творческого развития детей воспитателями используются разнообразные формы работы с детьми: совместные творческие проекты, занятия по рисованию, лепке, художественно-дидактические игры, организуют выставки. Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей : поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов.
Осуществление задачи преемственности между дошкольным звеном и школой осуществляется в разных формах: проведение совместных мероприятий, экскурсий, походов в музей; организация совместных выставок поделок и рисунков; конкурсы детского рисунка. Воспитатели детского сада посещают уроки в начальной школе с целью осуществления преемственности в методах руководства творческим процессом детей. Родители воспитанников подготовительной группы приглашаются на совместные мероприятия, консультации, в ходе которых предоставляется информация о возможностях творческого развития дошкольников и младших школьников.
Таким образом осуществляется взаимосвязь дошкольного и начального школьного образования, достигается цель художественно-творческого развития детей.
Литература
1 Астраханцева, Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. …канд. пед. наук / Татьяна Николаевна Астраханцева. – Чебоксары, 2002 – 190 с.
2 Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997 – 96 с.
3 Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 1999 – 344с.