Ольга Вдовина
Художественная газета для детей и их родителей «Пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Пейзаж
[/b]– замечательное состояние природы, наполнившее душу художника восторгом.
Слушая музыку, вспоминая краски природы можно нарисовать все, о чем вспомнил, в виде разноцветных волн, можно нарисовать пейзаж, на который похож твой друг.
Художник ищет краски для пейзажа. Какие цвета подарят ему море, лес, и небо?
РАЗУЧИТЕ С ДЕТЬМИ
Если видишь на картине,
Нарисована река
Или белый-белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Публикация «Художественная газета для детей и их родителей „Пейзаж“» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.
Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.
Некоторые особенности композиции пейзажа. Прежде всего на пейзажном полотне отражается пространственная протяженность и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения, замысел художника. Важной особенностью является соотношение размеров земли и неба на полотне, а также их цветовое отношение, которое создает гармонию колорита. При низком горизонте пейзаж кажется величественным, а при высоком создается ощущение простора.
В композиции пейзажа все художественные образы находятся в ритмическом чередовании цвета и света.
Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией.
К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение. Так, настроению картины «Голубая весна» В. Н. Бакшеева созвучна мелодия П. И. Чайковского «Весна» или Н. А. Римского – Корсакова «Песни пляски птиц» из оперы «Снегурочка», а при рассматривании картины А. А. Рылова «В голубом просторе» кажется, что звучит «Баркалолла» П. И. Чайковкого.
Когда любуемся полотном А. А. Пластова «Первый снег», невольно вспоминается музыка С. С. Прокофьева «Утро». Вспоминая картины И. И. Левитана «Золотая осень» можно мысленно сопровождать стихотворными строками А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический.
Лирический пейзаж отражает красоту природы, он экспрессивен по настроению, вызывает определённые переживания-чувства грусти или радости любви к Родине. У таких полотен хочется читать стихи. Картина А. А. Пластова «Сенокос» пробуждает желание вспомнить строки С. А. Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы – кроткие монашки…
Эпический пейзаж раскрывает величие земли. В нем все монументально, написано ярко, звучно. Например, картина М. С. Сарьяна «Горы», «Октябрь в Ереване».
Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциирует с чувствами человека. Например, картина И. К. Айвазовского «Девятый вал».
В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, беспокойства. Например, картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Пейзажная живопись, особенно для горожан, является тем видом искусства, воспринимая которое мы испытываем отдохновение от суеты, от городского шума.
Что в пейзажной живописи должен увидеть взрослый, чтобы донести содержание произведения до детей? Рассмотрим это на примере произведения русского художника – пейзажиста И. И. Шишкина. для творчества художника характерна страстная влюблённость в русскую природу. Свою любовь он выразил в пейзажах – поэмах, где природа представлена во всём своём величии. Картина «Корабельная роща»: что, прежде всего бросается в глаза? Сосны – великаны, стражи земли. Создаётся впечатление, что сосны являются, как бы мостом между небом и землёй. Мощь природы выражена через громадные, устремлённые вверх деревья, через сильные стволы сосен. Композиционное построение картины заключается в присутствии двух планов – леса и опушки с ручьём. Природа раскрывает объятья человеку, она “впускает” в себя, и мы как бы углубляемся в лес, вслед за солнечными пятнами. Могучие сосны создают величественный образ Родины, которую каждый должен любить и беречь. И эта любовь художника к природе, Родине выражена в картине светом – залитая солнцем поляна, ручей и солнечные блики на золотисто - розовых стволах сосен. Этот золотистый свет, заливающий всю картину, как бы говорить нам о нежной и трогательной любви к лесу, художника, стремящегося своим творчеством наполнить и нашу душу таким – же чувством. Контраст цвета и света первого и второго планов картины вызывает у нас чувство величия, торжества, нежности и радости, ощущения свежести. Кажется, что от полотна веет одновременно тёплым летним ветерком и сумрачной прохладой.
Картина названа художником «Корабельная роща». Она пробуждает какое-то двойственное чувство – восхищение перед могуществом природы и сожаление, недоумение: неужели такие красивые сосны станут материалом для строительства кораблей!
Все пейзажи И. И. Шишкина пронизаны солнцем, любовью к природе, восхищением перед её величием.
Почитайте сказку:
СКАЗКА ПРО ХУДОЖНИКА
А. Лопатина
Жил-был художник. Он писал прекрасные пейзажи: леса, поля, горы, небеса, во всём он видел красоту, и все любили его картины. Художник часто уходил гулять, иногда он возвращался через час, иногда через три, но всегда его глаза светились, и он писал новый пейзаж. Порой это был крохотный цветок, порой — восходящее солнце. «Ах! Как красиво!», — говорили люди.
Но однажды художника долго не было, и когда он вернулся, глаза его не сияли, и он ничего не писал. Он забросил краски и кисти. Стал подолгу бродить по полям и лесам, возвращался мрачнее тучи, снова уходил, но в душе его не было покоя.
— Что ты ищешь? — спрашивали его люди.
— Я ищу красоту, — отвечал художник.
— Но посмотри вокруг, как все красиво! Как чудесен этот луг и березовый лес вдали.
— Да, - отвечал художник, - я вижу эти маленькие частицы Красоты мира, но в своей главной картине я хочу нарисовать всю Красоту мира сразу.
Люди качали головами и отходили. А художник всё искал и искал.
Как-то ночью художник заблудился среди полей и так устал, что уснул прямо на траве. Над ним сияли звезды, и среди них художник увидел величественную женщину в синих одеяниях. Он сразу понял, что это пришла к нему Матушка Природа.
Пал художник пред ней на колени и взмолился: «матушка Природа, подари мне тайну Красоты Земли своей, чтоб я мог открыть ее людям, иначе не будет мне покоя!» Улыбнулась Матушка Природа, и прозвучали в вышине слова:
«Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством граней. Как можешь ты, человек, на плоском холсте изобразить все множество ее сторон? Но знай, художник, что даже малый цветок отражает в себе Красоту, как осколок зеркала может отразить в себе всё небо. Нужно только видеть».
Проснулся художник, увидел волшебную бесконечность ночи, усыпанную звездами, и пошел домой. Когда он вернулся, глаза его светились. Он написал множество чудесных уголков земли, которые встретились ему за время странствий. Люди смотрели и говорили: «Ах, как красиво!» И глаза их тоже начинали видеть.
Вопросы и задания к сказке:
Что искал художник, и почему он начал искать?
Что изменилось в нем и в его картинах после разговора с Матушкой природой?
К чему, по-вашему мнению, должен стремиться художник?
Как может художник отразить в своих картинах всю красоту мира?
Что вы изобразили бы на картине, если бы хотели показать всю красоту мира?
Рекомендуемые картины для знакомства дошкольников с пейзажной живописью
А. А. Рылов «В голубом просторе»
А. А. Пластов «Сенокос», «Первый снег»
И. И. Левитан «Золотая осень», «Весна – большая вода»
И. К. Айвазовский «Девятый вал»
К. Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»
М. С. Сарьян «Горы»
И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Зима», «Рожь»
Примерный образец искусствоведческого рассказа по картине А. А. Пластова «Сенокос»
Перед вами картина Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». В ней рассказывается о том, как с наступлением жаркого знойного лета, когда расцветают цветы и луг превращается в разноцветный ковер, все — от мала до велика выходят на покос. Здесь и пожилые люди, и мужчины, и женщины, и подростки. Взгляните на этих людей. Какая сила и какой размах в их движениях! Они стоят плечом к плечу, так, чтобы не пропустить рядков с некошеной травой, косят энергично, только звон стоит, будто коса поет: «Дзинь, дзинь, дзинь». Эти люди крепкие и мужественные, они победили в войне, а теперь заняты мирным трудом. На лицах людей радость, улыбка играет на губах. Их радует веселое разноцветие, пышное и яркое цветение трав. Художник яркими красками как бы говорит: «Смотрите, радуйтесь прекрасному солнцу, изумруду и аромату трав и цветов, красивым белоствольным березам. Люди, любите и берегите эту красоту!»
Присмотритесь. Вы узнаете на этом разноцветном ковре каждый цветок: вот вежливые голубые колокольчики, они как бы кланяются нам, а вот пушистые, изогнутые розовые «раковые шейки», пышные желтые купальницы, здесь же цветы со сказочными названиями — иван-чай и иван-да-марья.
Как живые цветы, перелетают со стебелька на стебелек бабочки: желтая лимонница, расписанная оранжево-бело-черным узором крапивница, а рядом с ней рыженькая с черными крапинками перламутровка.
Смотришь на картину, будто чувствуешь, как веет от нее запахом медовых трав, теплым свежим ветерком, слышится голос кукушки в дальнем лесу, стрекотание кузнечика под ногами косарей. Художник показал красоту летнего дня, трудовой порыв и азарт люден. Красота человеческого труда и природы — все слилось воедино под волшебными красками А. А. Пластова в прекрасной картине, где много солнца, цветов, любви к природе.
Поиграйте с детьми дома
Игра «Палитра художника»
Дети встают в круг и получают карточки с названиями разных цветов и оттенков. Один человек – художник. Он хочет написать небо, но у него в палитре совсем мало красок. Каждый по очереди называет какой-либо цвет или оттенок неба и объясняет, когда на небе бывает этот оттенок. Если художнику нравится объяснение, он берет цвет в свою палитру. Задача детей – как можно быстрее заполнить палитру художника разными красками и оттенками.
Игра «Угадай пейзаж по описанию»
Под музыку взрослый подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем показывает ребенку репродукции картин разных пейзажей, среди которых находиться тот, который он описывал. Ребенок должен узнать пейзаж по описанию.
Игра «Краски природы»
Дети получают карточки со словами: лес, луг, поле, озеро, море, река, гора, небо и т. д.
Затем предложите детям закрыть глаза и под музыку совершить воображаемое путешествие по лесу (морю, лугу и т. д.) После этого каждый зарисовывает краски природы, возникшие в его воображении в виде разноцветных волн. По рисункам друг друга угадываете, в каком воображаемом месте побывали, и объясняете свое мнение.
Анкета для родите
лей[/b]
1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?
2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?
3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?
4. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями?
5. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?
6. Обсуждаете ли Вы с ребенком увиденное, после
выставки?
7. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?
8. Как Вы считаете, нужны ли знания об изобразительном искусстве для развития вашего ребенка?
9. Хотели бы Вы получить консультацию на тему: «Как помочь ребенку освоить нетрадиционную технику рисования».
Благодарим за работу, приглашаем к сотрудничеству!