Лучший педагог года

Характеристика появления потребности в общении в дошкольном возрасте

Папазян Армине
Характеристика появления потребности в общении в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?» (17, с. 74).

Публикация «Характеристика появления потребности в общении в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется, или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9—10 месяцев они мало двигаются, вялы не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма (8, с. 67).

Общение сначала начинается через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию (14, с. 87).

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.

Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Учить детей общаться нужно тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает.

Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом. Правильное организованное общение взрослым :

1) обогащает детей впечатлениями;

2) является источником разнообразных эмоций;

3) учит сопереживать, радоваться;

4) способствует становлению личности;

5) формирует представление о другом человеке — ровеснике;

6) начинает развивать способность понимать других людей;

7) подготавливает к последующему общению со сверстниками (9, с. 76).

Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез (индивидуальное развитие организма). М. И. Лисиной выделила несколько этапов:

1. Эмоционально-практическое общение (2–4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя. Наблюдения за 12 месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.

2. Ситуативно-деловое общение (4–6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения — деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.

3. Внеситуативно-деловое (6–7 лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы (12, с. 76).

Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу. К концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи.

В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

1) внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

2) стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);

3) появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни) (16, с. 216).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры). Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус - берут в рот пальчики другого. Младенцы ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, радуются. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки (19, с. 98).

К году малыши предпочитают разглядывать картинки, где изображены люди, и особенно дети. Проявляется интерес к сверстнику как к интересному объекту исследования, в связи, с чем он может:

1) толкнуть другого;

2) с любопытством разглядывать упавшего ребенка;

3) дергать его за волосы и так далее;

4) какое-либо действие с игрушки перенести на сверстника.

В возрасте от года до полутора лет содержание контактов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев. В ровеснике малыша привлекают прежде всего объективные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга. Малыши могут спокойно заниматься каждый своим делом (своей игрушкой, например, играть в одной песочнице, изредка поглядывая друг на друга. При этом они смотрят обычно на руки сверстника, наблюдают, как он играет. Присутствие поблизости сверстника активизирует ребенка. Сверстники могут обмениваться игрушками, правда, они с радостью берут чужие и с трудом отдают свои (21, с. 38).

До двух лет интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, малыш прыгает, кричит, визжит, причем такое «баловство» носит всеобщий характер. Хотя малыши получают большое удовольствие от совместных игр, но появившаяся в поле зрения игрушка или подошедший взрослый отвлекают детей друг от друга.

К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками эмоционально-практическая - новая потребность и новые впечатления в общении со сверстниками. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, весёлым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью. Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов.

В 2–3 года общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни детей. Это связано с тем, что формируется представление о другом человеке — ровеснике.

К 3 годам в общение со сверстниками дети стремятся:

1) заинтересовать собой;

2) изобретают разные способы привлечения к себе внимания;

3) демонстрируют друг другу свои умения;

4) чутко отзываются на любое действие сверстника;

5) стремятся сравнить действия другого со своими — сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение. Поэтому общение является мощным средством развития самосознания и формирования правильного представления о себе (1, с. 205).

Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хорошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в контакт.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний: Ситуативно-деловая создаёт благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе (16, с. 219).

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д. Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения (20, с. 265).

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми и формировать доброжелательные отношения (5, с. 173).

Публикации по теме:

Психологическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

Презентация «Страхи в дошкольном возрасте» 2 слайд Детские страхи и их коррекция – это актуальная проблема, с которой сталкиваются при воспитании ребенка не только родители, но и.

Характеристика психических расстройств в детском возрасте НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧ. РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В. В. Лебединский выделяет.

Игровые технологии в дошкольном возрасте Современная методика преподавания музыки и актуальные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии. Игровая.

Картотека прогулок в младшем дошкольном возрасте Прогулка - является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления,.

Нетрадиционные способы рисования в дошкольном возрасте Нетрадиционные методы рисования. Способность к зрительной активности возникает в раннем возрасте и достигает самого высокого развития в.

Тестопластика в дошкольном возрасте Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Развитие речи в дошкольном возрасте Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют четыре функции речи: - семантическая.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Этапы развития мышления Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято.

Технология ТРИЗ в дошкольном возрасте Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика появления потребности в общении в дошкольном возрасте
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 20:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика появления потребности в общении в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Папазян Армине в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД