Макаренко Людмила
Характеристика игр со строительным материалом для всех групп детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика игр со строительным материалом.
План:
1. Характеристика игр со строительным материалом.
2. Виды конструирования.
3. Игры с природным материалом.
4. Условия для развития игр со строительным, природным материалами.
5. Руководство играми со строительным материалом в разных возрастных группах.
1. Характеристика строительно-конструктивных игр.
Публикация «Характеристика игр со строительным материалом для всех групп детского сада» размещена в разделах
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, в следствии чего, они в большей степени, чем какие- либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Игры со строительным материалом можно отнести к разряду «рубежных» (по определению А. Н. Леонтьева, посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Различаются следующие виды строительного материала :
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Старинный замок», конструкторы);
-природный (песок, снег, глина);
-подсобный (доски, ящики, коробки).
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижные, дидактические).
Наличие игрового замысла, свободное его развитие, вариативность решения – все это содержит творческий характер игр со строительным материалом.
1. Виды конструирования.
В теории и практике сложилось несколько видов конструирования:
• Конструирование по образцу- самый распространенный вид конструирования. Он имеет много положительного: у детей формируются различные умения, овладевают общими способами действий, усваивают последовательность действий.
• Конструирование по заданной теме- подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но ограниченной темой.
• Конструирование по собственный замыслу- сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно, ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, набирает материал, реализует замысел.
• Конструирование по условиям- содержит большие развивающие возможности. Ребенок самостоятельно определяет длину и высоту постройки.
У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, потому что необходимо их сочетать в образовательной работе, на протяжении всего дошкольного детства.
2. Игры с природным материалом.
Такие игры рано входят в жизнь ребенка, но без специального обучения дети не приобретают необходимого умения, а также игры с природным материалом однообразны и малосодержательны.
Но они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли, настойчивости.
Различают:
1. Игры с водой
2. Игры со снегом.
3. Игры с песком
В результате в старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить, почему не всякая вода прозрачная, почему не все предметы плавают и т. д.
Так в играх с песком, снегом ребенок получает представления о свойствах природного материала, он может сравнить, обобщить, делает из этого материала различные постройки.
4. Условия для развития игр со строительным природным материалом.
Для развития игровой деятельности необходимо создавать следующие условия:
1. Организовывать игровую среду: подобрать материал, соответственно задачам развития конструктивной деятельности дошкольного возраста;
2. Обеспечить время и место для игр со строительным материалом;
3. Бережное отношение к постройкам, сооружениям- все это необходимо воспитывать в ребенке.
4. Создавать условия для обыгрывания построек (следует подобрать мелкие игрушки);
5. Объединить детей для совместных построек;
6. Учить детей бережно обращаться с конструктивным и строительным материалом.
5. Руководство строительно- конструктивными играми в разных возрастных группах.
Перед воспитателем стоит 2 задачи:
1) Научить строить
2) Научить играть со своими постройками
Младшая группа
Особенности:
- у детей нет устойчивых замыслов к постройке
- интересен сам процесс действия со строительным материалом
- в процессе строительства дети по случайному сходству дают название постройке, и часть ее меняют
- у малышей к разрушению меньше интереса, чем к созданию
- дети, не достроив до конца, начинают в нее играть
Задачи руководства:
Научить строить и играть с постройкой.
Приемы: показ, объяснение.
Объяснение и игра идут одновременно. У детей нет коллективных построек. Содержание простое: стул, стол, забор, лестница.
Средняя и старшая группы
Особенности:
- умение отобрать нужный материал для постройки
- заранее предвидят постройку
- есть стремление к разнообразию постройки
- строят медленно и не всегда развертывается сюжетно- ролевая игра
Задачи руководства:
1. Научить создавать постройки по содержанию.
2. Учить строить прочно.
3. Учить строить коллективно, распределяя роли.
4. Учить разворачивать вокруг постройки разнообразные игры.
Приемы: Напоминание виденного, вопросы, показ отдельных приемов, детальное рассматривание образца.
Подготовительная к школе группа
Хорошими особенностями игр детей подготовительной группы является более полное и точное осуществление замысла и содержания, четкая организация распределения ролей, взаимная ответственность.