Альбина Макарова
Гуманное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманное воспитание детей дошкольного возраста
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через :
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
Публикация «Гуманное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В выстраивании своей дальнейшей работы я руководствуюсь следующим определением гуманности. Гуманность - это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группы людей или живое существо, представленная в сознании и поведении переживаниями сострадания, сочувствия, сорадования и содействия, соучастия.
Структура гуманности как стержневого социально-личностного свойства включает:
представления о гуманистических ценностях, нормах и правилах взаимоотношений и поведения в социальной среде;
эмоционально-ценностное, осознанное и активное отношение к окружающим на основе гуманистических идеалов, ценностных ориентиров, принципов;
гуманистически ореинтированное поведение личности по отношению к социальным объектам и субъектам действительности.
Проявление гуманности как свойства личности:
заботливость о других - склонность проявлять заботу, то есть внимание, сочувствие, желание помочь;
взаимопомощь - как объединение людей для более успешного и эффективного развития;
доброжелательность - как стремление человека быть открытым другим людям;
милосердие - как добродетель, исполняемая посредством телесных и духовных дел;
альтруизм - как бескорыстное служение людям и готовность к самоотречению во имя их блага.
Механизмы социализации, лежащие в основе гуманности :
подражание гуманным поступках взрослых;
социальная ориентация - восприятие другого человека как социально значимого, чувствующего, переживающего существа;
эмпатия- эмоциональная идентификация: сопереживание и сочувствие другому, содействие ему в ситуациях затруднения;
нормативная регуляция поведения - следование в поведении гуманистическим ценностям, нормам и правилам;
саморегуляция поведения и социального взаимодействия -самосознание себя и собственных проявлений как гуманистических, управление собственным поведением, самооценка с гуманистических позиций.
Пути формирования гуманности как свойства личности в целевом ДОУ:
организация социально содержательного, повседневного общения ребенка с окружающими людьми, совместной деятельности;
организация целенаправленной социализации ребенка в условиях образовательного процесса, осуществляемого в Доу то есть воспитание и обучение;
поощрение социальной активности ребенка опосредованная педагогическим воздействием.
Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста :
1. Ранний возраст : стремление подражать другому взрослому, стремление быть принятым. На данном этапе формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого.
2. Младший возраст : проявляется в интересе к другому (сверстнику) как социальному существу, партнеру по совместной игре. На данном этапе необходимо у ребенка развивать способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого.
3. Средний возраст : постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя.
4. Старший возраст : осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения.
Возможности игры в воспитании гуманности :
1. тематика, сюжет игры способствуют привлечению внимания детей к гуманистическим нормам и правилам;
2. роль в игре позволяет ребенку моделировать социальную действительность;
3. правила игры позволяют ребенку принять и признать их как руководство к действию осознать их значимость для построения игровых отношений;
4. игровое взаимодействие со сверстником позволяет приобретать и расширять опыт познания и понимания сверстника и самого себя;
5. рефлекация игрового опыта позволяет ребенку соотнести свои действия, поступки с правилами и требованиями к гуманному поведению.
В своей работе я применяю сюжетно – ролевую игру «Семья».
Возможности сюжетно-ролевой игры «Семья» в воспитании предпосылок гуманных отношений и поведения детей младшего дошкольного возраста :
Содержание игры отражает собой взаимодействие людей, основанное на гуманистических ценностьях- забота о другом;
Роль, предлагаемая ребенку для выполнения, предполагает необходимость выполнения игровых действий, направленных на помощь другому;
Правила игры ориентируют ребенка на построение гуманного игрового образа;
Игровые действия позволяют ребенка создать нравственный образ, отражающий собой гуманистические ценности;
Игровое взаимодействие позволяет ребенку моделировать простейшие варианты гуманного поведения, использовать доступные средства;
Этапы развития игры на основе технологии «Лесенка успеха» :
Этап подготовки к игре/ педагог - «артист», ребенок-«очарованный зритель».
Этап обучения игре/ педагог и ребенок - «активные собеседники».
Этап развития игры как самостоятельной деятельности/ педагог «дирижер», ребенок - «заботливый исполнитель».
Этап развития игры как творчества ребенка/ ребенок «артист», педагог - «очарованный зритель».
Подготовительный этап - первая ступенька «лесенки успеха».
Программные задачи:
Содействовать своевременному переходу игры предметно-отобразительной к сюжетно-ролевой как форме передачи отношений в семье; организации предметной игровой среды; разумному размещению предметов в игровой среде; развитию индивидуальных игр, игр рядом; выполнению ролевых действий и способов решения игровых задач.
Дополнительные задачи:
Развивать интерес к сверстнику как социальному существу; формировать первоначальный опыт восприятия и узнавания эмоциональных состояний сверстника по ярко выраженным внешним признакам; побуждать эмоциональную отзывчивость на состояния близких взрослых и сверстников; обогащать представления детей о гуманном поведении, проявлениях заботы окружающими людьми, знакомить с элементарными правилами поведения в среде сверстников.
Методы применяемые в воспитательной работе по развитию гуманности :
Наблюдения ребенка за игрой и поведением сверстников;
Проведение подвижных, хороводных, речевых игр с социальными задачами и содержанием;
Демонстрация образцов гуманного поведения взрослыми и игровыми персонажами;
Игры - инсцинировки с игрушками по мотивам сказок, сюжетов произведений; (Я применяю сказки «Теремок», «Курочка – Ряба», «Бобовое зернышко» и. т. д.)
Чтение детьям произведений, потешек, наполненных гуманистическими образами;
Реализация групповых традиционных встреч;
Использование жизненных и специально созданных ситуаций;
Рассматривание иллюстраций с социальным содержанием;
Положительная оценка поступков детей, имеющих гуманистическую направленность; (Перед коллективом хвалю ребенка, чтобы все видели).
Рассматривание домашних фотографий, иллюстраций, отражающие проявление заботы;
Поощрения элементарных объединений детей для выполнения совместных заданий;
Дидактические игры с гуманистическим содержанием.
(«Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Убери в комнате», «Моем руки правильно» и. т. д.)
Основной этап - вторая и третья ступеньки «лесенки успеха».
Программные задачи:
Содействовать становлению и развитию игры как формы, передающей родственные взаимоотношения; овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности как форме выражения отношения к живому, о взаимоотношениях между людьми; поддержке объединения детей в игру по собственной инициативе; воплощению игровых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Дополнительные задачи:
Насытить содержание новыми элементами сюжета, включение в содержание дополнительных ситуаций, в отношении игрушки и сверстника; наполнение игровых действий, побуждение детей к придумыванию новых сюжетов и действий; привлечение внимания сверстника; формирование опыта участия в оценке результатов игры.
Заключительный этап - четвертая ступенька «лесенки успеха».
Программные задачи:
Содействовать развитию и совершенствованию игры как формы передачи отношений, определяющих связи между родственниками в семье; овладению представлениями о взимоотношениях между людьми, о взрослой трудовой деятельности; объединению детей в совместную деятельность; обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Дополнительные задачи:
Создавать игровые и жизненные социальные ситуации, для проявления гуманности; дополнительные условия для развития и обогащения творческой игры.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре - непременное условие воспитательной работы. Итогом проведенной мною работы с использованием сюжетно – ролевых игр стало уменьшение конфликтных ситуаций между детьми. Возрос интерес у детей к участию в коллективных играх, те дети которые мало участвовали в совместных играх и не любили ходить в детский сад стали позитивнее относиться к играм и изменили свое отношение к детскому саду.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать средством формирования гуманных межличностных отношений у дошкольников.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М, 1998.
2. Выготский Л. С. Детская психология. М., 2006.
3. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1986. 5. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. - С. - 31-40.
6. Короткова Н. А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. 2006. - №4. - С. 43 - 45.
7. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика. М., 2005.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Просвещение 1989.