Татьяна Потылицина
«Готовимся к школе. Развитие мышления детей дошкольного возраста». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития мышления
«Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребё нку следующие пары слов: топор и молоток; скрипка и пианино; книга и тетрадь; вода и молоко; муха и бабочка; дом и избушка; стулья и стол; шалость и драка; город и деревня; щекотать и гладить.
Публикация «„Готовимся к школе, Развитие мышления детей дошкольного возраста“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел топор? А молоток?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребё нку предлагается их сравнить: «Похожи топор и молоток или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Проанализируйте ответы ребёнка.
«Закончи слово» (скорость мышления)
Предложите ребё нку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он его заканчивает. «Отгадай, что я хочу сказать! По….» - так вы начинаете игру.
Всего предлагается 10 слогов: по-, на-, за-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.
«Соотношение понятий»
Предложите вниманию ребёнка картинки, где изображены четыре стадии развития ветвей дерева - от зимы до осени. Попросите дошколёнка определить порядок размещения картинок по смыслу.
Игры на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
«Найди лишнее слово»
Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из четырёх слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним.
- Храбрый, злой, смелый, отважный.
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Молоко, творог, сметана, хлеб.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
«Найди лишнюю картинку»
Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртый - лишний. Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?» Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.
Игра на развитие гибкости ума.
Предложите ребёнку назвать, как можно больше слов, обозначающих какое- либо понятие: деревья (берёза, сосна, ель, кедр, ива….); спорт; звери; транспорт; овощи; фрукты.
Игра на развитие словесно - логического мышления.
«Определи понятие»
Ребёнку предлагают следующие наборы слов.
- Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
- Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, колючий.
- Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Например, слово (велосипед). Как бы ты объяснил, что это?»
Игры, развивающие сообразительность.
«Как это можно использовать»
Предложите дошкольнику найти, большее число вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называете такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и. т. д.
«Говори наоборот»
Называете слово, и ребёнок называет слово, но только наоборот, например;
большой - маленький, быстрый- медленный, пустой- полный, шершавый- гладкий, умный- глупый и. т. д.
«Бывает - не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить не нужно.
Например «Кошка варит кашу» - и бросаете мяч. Он не ловит его. Затем сам ребёнок придумывает что - ни будь и бросает мяч вам.
Игры для развития памяти.
«Каскад слов» (развитие объёма кратковременной слуховой памяти)
Заранее подготовьте список из 4-6 групп слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Попросите повторять слова за вами. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова- ребёнок обязательно повторяет в той же последовательности, три слова и. т. д. То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова, Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 6-7 слов.
Развитие зрительной памяти.
Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую- либо фигуру (домик, квадрат, треугольник и. т. д). Попросите ребёнка внимательно посмотреть на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
Игры для развития воображения.
«Пантомима»
Попросите ребёнка изобразить жестами, мимикой, звуками какой- либо предмет (поезд, машину, чайник, самолёт) или какое – либо действие (умывание, расчёсывание, рисование, плавание).
Развитие зрительного воображения.
«Точки»
Покажите ребёнку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что- либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.
«Комбинирование»
Попросите ребёнок придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, полукруг. Основное условие - нельзя добавлять произвольные фигуры.
Развитие словесного воображения.
Предложите ребё нку игру: «Попробуй представить, что будет, если….»
Например, собаки стали разговаривать, люди научились играть и. т. д. Чем больше развита фантазия у ребёнка, тем он больше предлагает интересных и оригинальных вариантов.
Проведение игр не требует никаких, специальных условий. Таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100% врождённые, то это значит, что ребёнок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребёнка так, чтобы он превзошёл вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями.
Разумеется, все родители хотят, чтобы ребёнок пошёл дальше их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.